Уходящий год надолго запомнится крупнейшему самарскому бизнесу: передел собственности, затронувший наиболее значимые компании региона, стал главной тенденцией 2005 г. Государство взяло под контроль “АвтоВАЗ” и в течение года продолжало разбираться с “Волготанкером” и самарскими предприятиями ЮКОСа. Рейдерским атакам подверглись “Тольяттиазот” и СМАРТС. Аналитики объясняют это наличием в регионе недооцененных активов, оставшихся после приватизации.

Вопреки ожиданиям аналитиков, 2005 год в регионе стал не временем инвестиций, а периодом передела собственности. Год назад казалось, что основные активы в регионе поделены окончательно и владельцы крупнейших бизнесов будут озабочены развитием компаний. Однако на деле многим из них пришлось заниматься защитой своей собственности, а иногда и личной свободы.

Тенденция к перехвату контроля над крупными компаниями имела в 2005 г. “многослойный” характер. Государство наложило руку на ключевые, стратегические предприятия региона: “Самаранефтегаз” и нефтеперерабатывающие заводы ЮКОСа, “Волготанкер” и “АвтоВАЗ”. А федеральные игроки, иногда с участием госструктур, предприняли попытки захвата таких значимых компаний, как “Тольяттиазот” и СМАРТС. В свою очередь, региональные холдинги, например “Сок” и RBE (строительство, торговля недвижимостью), сумели установить контроль над рядом предприятий местного значения.

Государство взялось за руль…

Главным событием в этом ряду стал переход “АвтоВАЗа” под контроль государства. После неожиданной отставки председателя совета директоров автозавода Владимира Каданникова из состава совета исчезли топ-менеджеры, управлявшие предприятием с начала 90-х гг., а на их место пришли люди из руководства “Рособоронэкспорта” и из Роспрома. В процессе смены власти на завод прибыла бригада из столичных силовых структур, которая сразу нашла “недочеты” в бизнесе “АвтоВАЗа”, а прокуратура возбудила по факту злоупотреблений уголовные дела.

Впрочем, с точки зрения бизнеса 2005 год для “АвтоВАЗа” оказался удачным, несмотря на весенний кризис продаж: в I квартале завод снизил реализацию автомобилей по сравнению с I кварталом 2004 г. на 9,7% до 165 688 штук. Однако уже в сентябре “АвтоВАЗ” вышел на уровень продаж 2004 г., реализовав за три квартала около 477 700 автомобилей. Владимир Кучай, вице президент “АвтоВАЗа” по маркетингу и сбыту, заявил даже об увеличении объемов продаж в 2005 г. на 2-3% по отношению к 2004 г. до 738 000-740 000 машин.

Смена власти на “АвтоВАЗе” затронула и бизнес его основного партнера — группы “Сок”. Позиции холдинга на заводе ослабли, а несколько контролируемых “Соком” предприятий — поставщиков комплектующих для “АвтоВАЗа” подверглись проверкам со стороны силовых структур. В группе компаний говорят, что причиной этому послужил эксклюзивный пятилетний контракт “АвтоВАЗа” с подконтрольной “Соку” фирмой “Соло” на сбыт вазовских запчастей на вторичном рынке. В случае его расторжения завод должен выплатить “Соку” штраф в размере пятилетней стоимости контракта — 14 млрд руб.

…и за нефть

Государство в течение года продолжало разбираться и с самарскими активами ЮКОСа, прежде всего с “Самаранефтегазом” (СНГ). Объем налоговых претензий к компании за 2001-2003 гг. составил 24,8 млрд руб., ее счета были арестованы, а поступающие средства списывались в счет погашения долгов. В феврале прокуратура обвинила в уклонении от налогов управляющего СНГ Павла Анисимова и бывшего главбуха Елену Марочкину. По версии следствия, они по сговору с хозяевами ЮКОСа продавали нефть по заниженным корпоративным ценам и поэтому ущерб государству составил 6 млрд руб. (позднее сумма ущерба была снижена до 3,5 млрд руб.). Анисимов в феврале уехал в Лондон, но в июле вернулся и явился в прокуратуру. Обвиняемые стали сотрудничать со следствием, а в декабре дело Марочкиной было прекращено судом после того, как компания покрыла ущерб, перечислив в бюджет 3,5 млрд руб. Дело Анисимова в суд еще не передавалось, но юристы считают, что и он может рассчитывать на снятие уголовного преследования.

Как ожидают эксперты, компания может быть продана по примеру “Юганскнефтегаза” в счет налоговых долгов.

Налоговые претензии предъявлялись и к нефтеперерабатывающим заводам ЮКОСа в Самарской области — Куйбышевскому, Новокуйбышевскому и Сызранскому, по ним идут судебные тяжбы. Губернатор Константин Титов недавно заявил журналистам, что Сызранский НПЗ будет продан “Татнефти”.

В 2005 г. и “Волготанкеру” были предъявлены налоговые претензии за 2001-2003 гг. на общую сумму 2,6 млрд руб. Налоговики арестовали имущество компании более чем на 2,3 млрд руб., а в ноябре — еще и 76% ее акций. В начале 2005 г. в рамках уголовного дела о неуплате налогов обвинения получили семь топ-менеджеров “Волготанкера”. Трое из них, находящиеся за границей, в том числе бывший председатель совета директоров Александр Александрович, объявлены в розыск. Прокуратура не без труда добилась судебной санкции на их арест, но в декабре Верховный суд ее аннулировал. Однако юристы считают положение компании сложным: “Все действия [прокуроров и налоговиков] похожи на те, что были в деле ЮКОСа, — считает управляющий партнер юрфирмы AST Legal Анатолий Юшин. — Они отработали определенный алгоритм и теперь применяют его ко многим компаниям”. А аналитик МДМ-банка Антон Затолокин заметил, что арест акций пароходства указывает на возможность перехода прав собственности на них в рамках обеспечения исков.

Вступают рейдеры

Угроза передела собственности коснулась и крупнейшего производителя минеральных удобрений в России — “Тольяттиазота” (“ТоАЗ”). Правда, эта корпорация с оборотом 12 млрд руб. и капитализацией $600 млн заинтересовала не столько государство, сколько столичные бизнес-структуры. В начале года 10% акций завода выкупила компания Synttech, которая оказалась дочерней компанией “Реновы” Виктора Вексельберга. А недавно о своем желании получить контроль над “ТоАЗом” заявил и экс-президент “Сибура” Дмитрий Мазепин, возглавляющий химический холдинг “Конструктивное бюро”. На руку рейдерским атакам иски по обвинению в неуплате налогов менеджмента предприятия, контролирующего около 75% акций. Росимущество в арбитраже пытается признать незаконной приватизацию “ТоАЗа”, а следственный комитет МВД возбудил уголовное дело по факту неуплаты предприятием налогов в 2002-2004 гг. на сумму более 280 млн руб. Осенью следствие решило предъявить обвинения в уклонении от уплаты налогов гендиректору завода Александру Макарову и владельцу корпорации Владимиру Махлаю. Однако пока следователи не могут найти руководителей — предполагают, что они находятся за границей.

Сотовый оператор СМАРТС также подвергся рейдерской атаке. В 2005 г. компания пережила публичные нападки со стороны депутатов, ряд проверок и судебных процессов, а ее акции были арестованы в рамках нескольких исков. Осенью о своем интересе к компании объявил гендиректор ИК “Сигма” Павел Свирский, который претендует на 45% акций. Аналитики отмечают, что “Сигма” не имеет собственных сотовых активов и, возможно, пытается купить акции для перепродажи либо выполняет заказ некой компании, намеренной взять СМАРТС под контроль. Кто стоит за рейдерской атакой, пока не ясно, но эти события негативно отражаются на стоимости сотового оператора. В сентябре гендиректор компании Геннадий Кирюшин сказал “Ведомостям”, что по ходу конфликта суммы, предлагаемые потенциальными покупателями за пакет акций СМАРТСа, сократились на 20%. “Сигма” сегодня оценивает компанию в $232 млн, а ранее аналитики “Атона” называли цифру $650 млн.

По мнению Юрия Белонощенко, директора самарского филиала компании “Тройка Диалог”, нынешний этап передела собственности объясняется наличием в регионе недооцененных активов, оставшихся после приватизации 90-х гг. Например, капитализация “Тольяттиазота”, когда заводом заинтересовались сторонние инвесторы, составляла всего около $300 млн при объеме выручки $420 млн. По словам Белонощенко, и сейчас эти компании можно приобрести дешевле их реальной стоимости.

На фоне большого передела

Процессы передела собственности происходили и на внутрирегиональном уровне. Например, группа “Сок” сумела получить контроль над Самарской кабельной компанией, “Активным капиталом” и заводом “Пластик”, RBE — над Самарским речным портом, Сокским карьероуправлением и Самарским сталелитейным заводом. Компания также купила ряд активов в Саратовской области. “Волгабурмаш” приобрела в Свердловской области завод “Уралбурмаш”.

Одновременно крупные компании реализовали ряд значимых производственных проектов, причем некоторые — на территории других регионов. Так, “Сок” запустил производство автомобиля KIA Spectra в Ижевске, потратив на него около $60 млн, “Новатэк” реализовал проект по выпуску упаковочной пленки (объем инвестиций — около 50 млн евро), “Волгабурмаш” открыла производство оцинкованного стального листа ($14 млн), группа “Электрощит-ТМ-Самара” начала выпускать минераловатный утеплитель в Ульяновске (8 млн евро), “Тольяттиазот” открыл производство реакционных труб ($6 млн). Отличился самарский авиапром, завершивший в этом году свой знаменитый долгострой: 12 августа взлетел самолет Ан-140, который “Авиакор” пытался поднять на крыло с 1998 г. До конца года завод успел договориться с правительством Якутии о гарантиях на покупку местными авиакомпаниями семи самолетов и нашел еще одного потенциального покупателя в лице лизинговой компании “Ильюшин финанс”.

По данным областного правительства, за 11 месяцев 2005 г. инвестиции в Самарскую область достигли 48 млрд руб., что на 1,5% больше уровня соответствующего периода 2004 г. Инвестиции за 2004 г. в целом составили 55 млрд руб.

Глеб Столяров

Александр Комраков

Екатерина Селезнева

Ведомости – Самара

29.12.2005, №246 (1527)

Ведомости – Самара

*