После того как губернатор Валерий Шанцев заявил о необходимости обновить автобусный парк Нижнего Новгорода, компания “Самотлор-НН” объявила о создании совместного производства автобусов с Минским автомобильным заводом (МАЗ). Компания надеется победить в конкурсе на поставку в Нижний 400 низкопольных “МАЗов”, но конкуренцию ей может составить Ликинский завод, продукция которого почти в два раза дешевле.

В промышленную группу “Самотлор-НН” (Нижний Новгород) входят ООО “Самотлор-НН” (специализируется на выпуске автомобилей скорой медицинской помощи на базе автомобилей “Газель”, “Соболь”, Ford и Mercedes), ЗАО НПП “Семар” (производит маршрутные такси, автобусы для села на базе “Газелей” и грузовика ГАЗ-3307/09). По предварительным прогнозам, в 2005 г. объем производства “Самотлора-НН” составит 1650 автомобилей, выручка – 680 млн руб. Учредителями компании являются частные лица.

Протокол о намерениях об организации сборочного производства автобусов “МАЗ” в Нижегородской области подписали 23 декабря правительство Нижегородской области, Республиканское унитарное предприятие (РУП) “Минский автомобильный завод” (МАЗ) и нижегородское предприятие “Самотлор-НН”. Об этом “Ведомостям” сообщил вчера замдиректора по связям с общественностью и СМИ “Самотлор-НН” Сергей Измайлов. Документ предусматривает так называемую досборку низкопольной модели 28-местного МАЗ-103, собранных минским заводом на 60-65% (металлический каркас, мост, колеса, силовые агрегаты), пояснил Измайлов. Остальные 40-35% (сиденья, салон, поручни, потолок, система освещения, система вентиляции) будет устанавливать “Самотлор-НН”. Измайлов отметил, что стоимость автобуса не изменится и составит около 2,8 млн руб. Стоимость проекта стороны пока не раскрывают.

Руководитель центра общественных связей МАЗа Валентин Лопан подтвердил партнерство с “Самотлором-НН”. По его словам, заказы у МАЗа постоянно растут — если в этом году будет собрано 960 автобусов, то планы на следующий год вдвое больше. “Нам выгодно разгрузить собственные мощности, создав сборку с нижегородцами”, — говорит Лопан. По его словам, аналогичные совместные производства у МАЗа есть в Ярославле и Самаре. Он отметил, что подобное разделение производств позволяет сокращать заказчикам в России транспортные издержки на поставку автобусов напрямую от производителя и экономить на таможенных платежах.

Измайлов говорит, что идея производить автобусы совместно с МАЗом появилась после того, как губернатор Шанцев заявил о необходимости обновить автобусный “Нижегородпассажиравтотранс”, заменив устаревшие и маловместительные “ПАЗы” на более современные модели. Но пресс-секретарь вице-губернатора Николай Макарсков говорит, что, несмотря на подписанный протокол о намерениях, речь о закупках “МАЗов” пока не идет. По словам Макарскова, сейчас Нижнему Новгороду требуется 400 новых автобусов и поставщик будет определяться по конкурсу. По его словам, переговоры об участии в конкурсе велись со всеми представителями автобусных предприятий в России, в том числе и с группой “Русские автобусы”, в которую входят Павловский (Нижегородская область), Курганский, Ликинский и Голицынский (Московская область) автобусные заводы. Конкурс среди компаний по поставке автобусов планируется провести в январе следующего года после продажи площадей четырех автопарков НПАП, за которые планируется выручить около $15 млн на покупку новых машин. Автобусы предполагается покупать по лизинговой схеме.

Источник в правительстве добавляет, что конкуренцию “МАЗу” может составить автобус ЛиАЗ-5256 (Ликинский автобусный завод), который стоит около 1,5 млн руб. PR-менеджер дивизиона “Русские автобусы” Николай Модин сообщил, что Ликинский завод намерен участвовать в конкурсе.

Но представителей “Самотлора-НН” конкуренция с ЛиАЗом не смущает. “400 «МАЗов», которые мы произведем, найдут свой сбыт, даже если Нижегородская область откажется их закупать”, — говорит Измайлов. По его словам, эти автобусы хорошо зарекомендовали себя в Минске, Киеве, Москве и Самаре. Ведущий аналитик ГК “Регион” Евгений Шаго говорит, что “МАЗ” — один из самых популярных автобусов в Москве, но регионы с более скромным бюджетом предпочитают автобусы подешевле. Поэтому не исключено, что правительство Нижегородской области выберет “ЛиАЗы”. Но наличие сборочного производства в регионе, по мнению Шаго, может стать решающим фактором, и власти попытаются поддержать местного производителя.

Екатерина Чичурина

Ведомости – Нижний Новгород

28.12.2005, №245 (1526)

Ведомости – Нижний Новгород

*