Осужден один из сотрудников новокуйбышевской колонии
Начальник оперативной части колонии строгого режима УР 65/3 Владимир Косов признан во вторник виновным в превышении должностных полномочий.
Суд Новокуйбышевска приговорил его к 2,6 годам лишения свободы условно.
30 мая 2005 года самарский областной суд вынес приговор по громкому уголовному делу. Были осуждены заключенные, признанные виновными в организации бунта в исправительной колонии строгого режима № 3 в августе 2004 года. Алексей Моисеев, Виталий Накрайников, Сергей Тибайкин и Алексей Штыров получили от 11 до 23 лет заключения в колонии строгого режима.
Бунт в «тройке» произошел 29 августа 2004 года. Поводом к нему стало то, что заключенный Вадим Сергин, занимавший в ИК должность завхоза и бывший в УР 65/3 старостой, по указанию начальника оперативного отдела колонии избил одного из осужденных. В порыве мести сторонники обиженного устроили драку с Сергиным и теми осужденными, которые находились у администрации ИК на хорошем счету, то есть были «красными». В результате несколько заключенных получили различные травмы, а Сергин был убит.
Главным организатором бунта в «тройке» был признан 39-летний «авторитет» с четырьмя судимостями за плечами Сергей Тибайкин. Именно он стал призывать заключенных к избиению «красных». Тибайкина поддержали около 20 человек, однако вина большинства из них следствием была не доказана, поэтому на скамью подсудимых, кроме самого Тибайкина, попали всего трое: Алексей Моисеев, Алексей Штыров и Виталий Накрайников. Все четверо отбывали на «тройке» наказание за кражи, разбои и грабежи.
Взломав ограждения, «колонисты» вырвались на плац, создав неподконтрольную администрации обстановку. С 8 часов вечера 29 августа и до 7 часов утра следующего дня зона находилась во власти осужденных преступников. Полторы тысячи человек восемь часов стояли на плацу. Заключенные требовали вызвать к ним прокурора области, чтобы пожаловаться ему на противозаконные действия администрации колонии. «Колонистов» удалось усмирить только 30 августа, после прибытия сотрудников прокуратуры. Вручив им свои жалобы, осужденные разошлись. Однако, несмотря на подавление бунта, колония УР 65/3 еще несколько дней находилась в окружении трех кордонов милиции и внутренних войск.
В начале декабря 2004 года областная прокуратура завершила расследование обстоятельств массового бунта заключенных. Проверка деятельности администрации «тройки» выявила в колонии множество серьезных нарушений. В итоге начальник ИК № 3 Константин Воякин получил строгий выговор.
После двух месяцев слушаний областной суд вынес свой приговор, по которому Штыров, Тибайкин, Накрайников и Моисеев отправились отбывать новые сроки заключения в колонии строгого режима.
В марте 2005 года начался процесс по делу бывшего сотрудника ИК № 3 Владимира Косова, которого обвиняли в превышении должностных полномочий. Процесс проходил в закрытом режиме. Его участников допрашивали в самарском следственном изоляторе. В октябре начальник ГУФСИН по Самарской области Валерий Яковлев заявил, что Косов в колонии УР 65/3 больше не работает, а трудится на инспекторской должности. 26 декабря начальнику оперативной части исправительной колонии № 3 Владимиру Косову был вынесен приговор. Суд Новокуйбышевска признал его виновным и приговорил к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно.
Несмотря на то, что подсудимый вину свою не признал, суд, допросив 12 потерпевших и почти 40 свидетелей, установил, что насилие над осужденными в «тройке» было. Так, в первых числах июля 2004 года Владимир Косов «в воспитательных целях» закрыл полсотни осужденных, не пожелавших делать зарядку, в клетку размером 7 на 2,5 метра. Там заключенные провели около 3 часов при включенном громкоговорителе.
23 августа, как было доказано в суде, Косов избил резиновой дубинкой двух вновь прибывших заключенных, которые не хотели сотрудничать с администрацией колонии. Бывшие осужденные, отбывавшие наказание в ИК № 3, считают, что именно этот факт послужил причиной бунта на «тройке». После оглашения приговора Владимир Косов отказался от каких-либо комментариев.
*