Для СП “GM-АвтоВАЗ” настают трудные времена. Новое руководство “АвтоВАЗа” уже в день своего назначения высказало недовольство тем, как работает СП, а недавно автоконцерн вообще подал иск в арбитражный суд Самарской области с требованием возместить убытки. Пока речь идет о символической сумме в 1000 руб. Но на “АвтоВАЗе” не исключают, что в случае удачи концерн подаст к СП новые, более крупные иски. >>>

СП “GM-АвтоВАЗ” создано летом 2001 г. Учредители – General Motors, “АвтоВАЗ” (каждый – по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). Проектная мощность – 102 000 машин в год. В 2004 г. собрано 55 150 автомобилей Chevrolet Niva, в 2005 г. начат серийный выпуск Chevrolet Viva на базе Opel Astra. “АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985 автомобилей (около 50% российского рынка). Выручка по МСФО – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% акций “АвтоВАЗа” принадлежат его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%).

22 декабря на “АвтоВАЗе” сменилось руководство. Пост председателя совета директоров концерна вместо Владимира Каданникова занял заместитель гендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков, а гендиректором “АвтоВАЗа” стал сотрудник этой же госкомпании Игорь Есиповский. Последний сразу же заявил, что у него есть вопросы к СП “GM-АвтоВАЗ”. “Мы остались неудовлетворены экономической ситуацией на предприятии. Последние месяцы оно работает с нулевой или отрицательной рентабельностью”, — пояснил он. А близкий к “Рособоронэкспорту” источник отметил, что СП приносит мало прибыли “АвтоВАЗу”, при том что завод поставляет на СП до 90% комплектующих.

А недавно “АвтоВАЗ” подал иск в арбитражный суд Самарской области к “GM-АвтоВАЗу” о возмещении убытков на сумму 1000 руб., рассказал “Ведомостям” источник на “АвтоВАЗе”. По его словам, завод понес эти убытки из-за остановки конвейера “GM-АвтоВАЗа” в связи с претензиями руководства СП к качеству кузовов, поставляемых “АвтоВАЗом”. Когда останавливался конвейер, он не сообщил. При этом собеседник “Ведомостей” отметил, что, если суд примет к рассмотрению это дело, “АвтоВАЗ” подаст еще несколько похожих исков — уже на миллионы рублей. Он не исключает, что схожая жалоба будет подана и в один из международных судов — уже к General Motors. В арбитражном суде Самарской области “Ведомостям” подтвердили факт подачи искового заявления. Вчера уже состоялись предварительные слушания по этому иску, и судья Нина Бибикова назначила рассмотрение дела по существу на январь 2006 г.

Собеседник, близкий к прежнему руководству автоконцерна, полагает, что инициатором иска выступает новый менеджмент “АвтоВАЗа”. “Мы никаких исков не подавали”, — уверяет он. А сотрудник “АвтоВАЗа” рассказал “Ведомостям”, что вчера на заводе состоялось совещание о целесообразности поставок машинокомплектов на “GM-АвтоВАЗ”. Ведь на каждом “конструкторе” для Chevrolet Niva “АвтоВАЗ” с самого начала сотрудничества терял от $500 до $1000.

В самом General Motors, CП “GM-АвтоВАЗ”, а также в ЕБРР от комментариев воздержались. Не стали обсуждать факт подачи иска и в “Рособоронэкспорте”. Но чиновник Минэкономразвития считает претензии “АвтоВАЗа” к “GM-АвтоВАЗу” странными. “На деле это «АвтоВАЗ» постоянно повышает цены на комплектующие для СП да к тому же не раскрывает структуру такого ценообразования”, — делится впечатлениями сотрудник этого ведомства. “Если «АвтоВАЗ» не хочет работать с иностранным инвестором, то так вести себя можно”, — заключает чиновник. Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что рентабельность СП по чистой прибыли действительно резко упала в 2004 г. по сравнению с 2003 г. — с 10% до 4%. Но в целом, по ее мнению, СП — эффективное предприятие, поэтому какие цели преследует “АвтоВАЗ”, оказывая давление на GM, не ясно. Как вариант она не исключает и возможности увеличения доли “АвтоВАЗа” в СП. А председатель совета ветеранов “АвтоВАЗа” и бывший заместитель гендиректора по экономике “АвтоВАЗа” Александр Ясинский рассказал, что его организация готовит обращение к новому руководству автозавода с обоснованием необходимости покупки доли GM в “GM-АвтоВАЗе”. “Chevrolet Niva является разработкой местных конструкторов и почти полностью собирается из вазовских комплектующих, поэтому присоединение нынешнего совместного предприятия к «АвтоВАЗу» будет закономерно”, — уверен он.

Глеб Столяров

Юлия Федоринова

Максим Россошанский

Ведомости

28.12.2005, №245 (1526)

Ведомости

*