Потребитель: Верить ли новогодним предложениям
Разобраться в море новогодних акций трудно даже прожженному потребителю. В преддверии праздника многие компании соблазняют сезонными скидками и праздничными предложениями. Нас манят новогодние тарифы сотовых операторов. Банки обещают высокие проценты по вкладам. Волнующе звучат уверения продавцов новеньких авто о рекордном снижении цен. А страховые компании зазывают автолюбителей подарками и скидками на полисы ОСАГО. Где же правда?
Начнем с курьеза. На днях Федеральная служба страхового надзора (ФССН) запретила страховым компаниям проводить новогодние акции. Страховщики обещали златые горы автовладельцам — подарки и скидки при оформлении договора ОСАГО. Но вездесущее око ФССН углядело в этой акции нечто противозаконное. Она постановила, что такие подарки «являются формой компенсации уплаченных клиентами взносов» и нарушением антимонопольного законодательства. Нас же эта история наводит на печальную мысль, что тарифы по ОСАГО завышены, тогда как сами страховщики говорят об убыточности этого вида страхования и просят повысить тарифы.
Привлекательно выглядит и предновогоднее снижение цен на новые автомобили. Правда, скидки предлагают чаще всего «в натуральном виде». Например, бесплатно установить определенный набор опций — зимние шины, кондиционер или коробку-автомат. Нередко, чтобы стимулировать продажи под конец года, дилеры при поддержке автопроизводителей предлагают льготные ставки по кредитам и страховке. Подобная щедрость понятна — дилеры стараются любыми путями избавиться от машин, выпущенных в уходящем 2005 году. Ведь всего через месяц на них придется давать гораздо большие скидки — до 10-15% от стоимости. Кто ж согласится платить за годовалый автомобиль как за новый?
Интересными кажутся и новогодние тарифы сотовых компаний. Но в каждом из разрекламированных предложений можно найти скрытые изъяны. МТС до конца декабря предлагает бесплатно перейти с тарифного плана «Базовый» на тариф «Новогодний» (остальным это обойдется в $2.5). Отличие праздничного тарифа в более низкой стоимости исходящего звонка внутри местной сети: $0.02 вместо $0.15. И действовать тариф будет до 1 февраля 2006 года, а потом все абоненты будут автоматически переведены назад на «Базовый».
«Билайн» обещает всем абонентам, кто успел подключиться до 31 декабря, в 1.5 раза больше включенных минут за ту же абонентскую плату. Но предложение ограничено лишь семейством тарифных планов «Живи легко». Так, приобретая новый контракт «Живи легко 480», абонент получает 720 минут местного времени. Но и это предложение ограничено 31 марта 2006 года. Разрекламированный тариф «Мобильные вампиры» (стоимость подключения $1.5), обещающий бесплатное общение по ночам (только внутри сети «Билайн»), тоже закончится в марте. Учтите, что на праздники ночь у «Билайна» начинается не в полночь, а на час позже.
Наконец, разберемся, что скрывается за предложениями российских банков. Эксперты уверяют, что новогодние депозиты лучше сберегут наши деньги от инфляции. Действительно, на нынешних спецпредложениях можно заработать от 5.5% до 14% в рублях, от 4.75% до 10.5% в долларах и 3.8-10.5% в евро. Но у подобных акций есть один недостаток. Как правило, новогодние вклады рассчитаны на три-девять месяцев. Что делать после окончания этого срока? «Перекладывать» деньги на другие счета на менее выгодных условиях. Как ни привлекательны новогодние предложения, не стоит хвататься за все подряд. Только кропотливые подсчеты помогут разобраться, стоит ли «вестись» на новогодние уловки.
Две стороны новогодней халявы
Мобильная связь — скидка от 30 до 50% — действует только в январе и феврале, потом компании установят намного более высокие тарифы
Банковские услуги — можно заработать до 14% в рублях и до 10.5% в долларах и евро — действует 3-9 месяцев, потом деньги нужно «переложить» на вклад с заведомо невыгодными условиями
Автомобили — дешевый кредит, шины, кондиционер и другие опции в подарок — в январе машины 2005 года и так потеряют в цене 10-15%
• Наталья ГРИДНЕВА
22.12.2005 10:46
***