Команда без головы. Почему в России только у футбольной сборной нет главного тренера
Наша национальная команда вот уже более двух месяцев живет без главного тренера. Перед новогодними торжествами глава Российского футбольного союза Виталий Мутко обнадежил обещанием, что новый наставник у сборной появится уже в январе. Однако, скорее всего, к работе он сможет приступить только через семь-восемь месяцев – после летнего чемпионата мира. С одной стороны, ничего страшного в этой ситуации нет, ведь следующий официальный матч сборная проведет лишь осенью 2006 года. С другой – в нашем футболе очевиден кризис института тренеров.
Утверждать, что российские специалисты не хотят работать в сборной, видимо, было бы не совсем правильно. Все-таки одни действительно не хотят, а других в нее просто не приглашают. Тем не менее тенденция налицо – даже тренеры «средней руки» не рвутся в национальную или молодежную (вторую по статусу) команды страны. Мутко в одном из недавних интервью рассказал, как предлагал одному известному российскому наставнику возглавить сборную, предложил хорошую зарплату, но получил отказ. Потому что призыв в первую команду страны – это приглашение на электрический стул. Ответственность клубного тренера несоизмеримо меньше. Что он теряет в случае отставки? Ну покритикуют его немножко журналисты, а затем этого специалиста с удовольствием пригласит другой коллектив. В то время как неудачливого тренера сборной «расчихвостят» все газеты, о его работе выскажутся не только профессионалы, но и дилетанты от политики. В итоге репутации может быть нанесен такой ущерб, что потом этот специалист надолго останется без работы. Например, покинувшие сборную в разные годы Борис Игнатьев, Анатолий Бышовец, Олег Романцев, Георгий Ярцев фактически так и не нашли себя в дальнейшей тренерской жизни. Поэтому, кстати, многие наши наставники по-прежнему ратуют за совмещение постов. В таком случае, потеряв место в национальной команде, они просто сосредоточатся на клубе. А потом, если продолжить тему хорошей зарплаты, в клубах сейчас в среднем платят гораздо больше, чем в сборной. И тому же Юрию Семину предложили в «Динамо» такие деньги (по неофициальным данным, около 2 млн. евро в год), что ни о какой сборной не могло быть и речи.
Увы, не стремятся работать с российской командой и иностранные специалисты. Мутко регулярно в последнее время выезжает за границу на переговоры, но, судя по всему, процесс идет тяжело. Время от времени в прессе всплывают имена потенциальных кандидатов, но конкретики пока никакой. Причем наша федерация готова предложить иностранному специалисту очень серьезные деньги (до 5 млн. долларов в год). Но, видимо, слишком уж невысок авторитет российского футбола на Западе. В общем, выходит, что у Мутко мало возможностей сделать качественный выбор. Это при том, что на днях у нас в стране появились целых 26 тренеров с европейской лицензией Pro. Только вот большинство из них не имеют почти никаких профессиональных достижений и, следовательно, никакой поддержки в обществе. Пока же идет мучительный поиск наиболее достойного (или того, кто согласится) кандидата на пост главного тренера сборной, ею управляет Александр Бородюк, которого Мутко с трудом уговорил возглавить молодежную команду и войти в штаб национальной. Еще один, кстати, яркий пример отношения к институту сборных в нашем футболе. Упрашивать приходится даже таких «специалистов», которые вообще не имеют опыта самостоятельной работы.
Бородюка привел в сборную после чемпионата мира 2002 года Валерий Газзаев, который был хорошо знаком и дружен с ним еще со времен совместного выступления за «Динамо». Затем Бородюк работал с Ярцевым и Семиным. И честно говоря, удивительно, как человек «пережил» трех наставников и ни разу не разделил с ними ответственность за результат. Хотя помощники практически всегда уходят, как и приходят, вместе с главными тренерами. Любопытно, что Семин, оказавшись в «Динамо», пригласил к себе и Бородюка. Но тот долго колебался, интересуясь финансовыми условиями работы в новом клубе. И даже присутствовал на некоторых совещаниях в кабинете босса бело-голубых Алексея Федорычева. В это же время Мутко предложил ему возглавить «молодежку», которой предстоит, между прочим, бороться за путевку на Олимпиаду-2008. Плюс обещал место в национальной команде независимо от того, кто возглавит ее в дальнейшем. В итоге Бородюк все же сделал выбор в пользу сборных, став, по сути, временно исполняющим обязанности главного тренера нашей национальной дружины. Это событие вызвало невероятный фурор в российской прессе. И мало кто задавался вопросом: а по какому поводу такие страсти и шумиха? Создалось ощущение, что футбольная общественность кандидатурой Бородюка вполне удовлетворена. Хоть как-то закрыли брешь. Выиграли время. Но выиграли ли? Тренера-то у сборной России на самом деле нет, а значит, нет и сборной.
МАКСИМ ШУЛЬГИН
28.12.05
среда
*