Техосмотр в трех вариантах. "3+2+1" — так будет выглядеть новая формула техобслуживания автомашин
Реанимировать идею семилетней давности о проведении техосмотра не в государственной структуре (ГИБДД), а в коммерческих станциях техобслуживания — такое броское заявление сделал руководитель аппарата кабинета министров Сергей Нарышкин после заседания Комиссии по проведению административной реформы.
Сам Нарышкин является председателем этой комиссии. Это заявление означает, что в ближайшее время может поменяться вся правовая процедура прохождения техосмотра. По его словам, такое постановление правительства может появиться в самое ближайшее время.
Оно будет касаться, во-первых, изменения сроков прохождения технического осмотра машин. Теперь автомобили будут делиться на три группы. В первую группу войдут только новые машины, владельцы которых будут получать техталон сразу на три года. Во вторую — машины в возрасте до 7 лет. Для них периодичность прохождения ТО составит раз в два года. Все остальные «автопенсионеры» станут проходить процедуру техосмотра, как и сейчас, ежегодно.
Второе новшество — передача права проведения техосмотра в коммерческие руки. По замыслу разработчиков проекта, в коммерческой структуре автолюбитель пройдет обязательную процедуру легче и дешевле. Но это в теории. Вот что думают по этому поводу потенциальные исполнители готовящегося постановления. Так, заместитель генерального директора по сервису крупной московской автомобильной ассоциации Андрей Конев считает, что эта идея интересная, но проблемная:
— У нас на плановое техническое обслуживание существует очередь, причем длиною в несколько недель. Аналогичная ситуация существует и на других станциях технического обслуживания авторизованных дилеров. Так что проблемы очередей, которые в настоящее время есть в ГИБДД при прохождении техосмотра, это не решит. Другое дело — неавторизованные техцентры, у которых нет такого наплыва клиентов. Им, безусловно, это было интересно, но не все из них готовы проводить ТО. В первую очередь технически. К примеру, стенд для проверки тормозов стоит порядка 20 тысяч долларов. Не все могут себе позволить такое оборудование.
Но есть и прямо противоположное мнение. В частности, финансовый директор другого крупного российского автодилера Игорь Пономарев уверен, что новшество значительно упростит процедуру прохождения техосмотра. Более того, оно может служить гарантией технической исправности автомобиля, поскольку требования Правил дорожного движения к техническому состоянию автомобиля практически полностью совпадают с теми, которые предъявляются в ходе планового ТО, регламентируемого производителями. Что касается очередей, то при правильной организации работ их можно избежать. А стоимость талона техосмотра будет зависеть от совокупности затрат, которые должны будут нести компании, проводящие ТО. Если стоимость и срок действия лицензии будут адекватными, то расходы автомобилистов на техосмотр могут даже снизиться.
В самой госавтоинспекции ожидаемые новшества комментировать официально отказываются, ссылаясь на то, что, когда будет документ, тогда они его выполнят. Но не секрет, что столько лет, сколько витает эта идея, ГИБДД, а до нее — ГАИ были категорически против передачи своих функций в частные руки. На условиях анонимности корреспондентам «РГ» в автоинспекции сказали, что пока у них никаких документов нет, а значит, пока, с нового года, все остается по-старому.
Правда, и главный аргумент автоинспекции против коммерческих сервисов, что там техталоны будут продавать налево и направо, не выдерживает критики. Каждый человек за рулем знает, что по такому же принципу «заплатил и купил» можно договориться и в ГИБДД, не пригоняя туда на осмотр свою машину.
«Российская газета» №292 (3961), 27.12.05
*