Такого предновогоднего ажиотажа магазины и турагентства не испытывали никогда. На увеселения и подарки россияне выложат рекордную сумму: 542 миллиарда рублей. Эксперты объясняют это просто — за последний год у населения выросли доходы. Особенно теневые.

Далеко и дорого

На этот раз многие сограждане решили вообще не экономить: в магазинах подчистую сметают дорогостоящую технику, а в туристических компаниях расхватывают последние элитные путевки. Поскольку новогодние туры начали бронировать еще в августе, поэтому к ноябрю дешевых путевок не осталось. Впрочем, рождественско-новогодние каникулы — традиционно «высокий сезон» и на зимних горно-лыжных курортах, и на южных побережьях.

И хотя новогодняя нехватка путевок ощущается каждый год, но нынешняя зима бьет все рекорды, уверяет директор одной из туркомпаний. Первыми «ушли» туры на горно-лыжные курорты и в самые посещаемые европейские столицы — Прагу, Париж, Берлин. Последними разобрали путевки в южные страны — Канары, Египет, Таиланд, ОАЭ и Шри-Ланку. Россиян не смущает даже то, что их цены перед Новым годом выросли в 2,5-3 раза.

Как оказалось, большой популярностью у жителей нашей страны пользуются и города Золотого кольца России. Номера на 31 декабря и 1 января в гостиницах Владимира, Костромы, Переславля-Залесского и Ярославля были забронированы еще в октябре.

С учетом новогоднего банкета стоимость одного дня пребывания там зашкаливает за 6-8 тысяч рублей с человека.

Почти в два раза подорожали туры на родину Деда Мороза. Встретить Новый год в Великом Устюге сегодня стоит больше 13 000 рублей за три дня, не считая дороги (это чуть больше 450 долларов). Кстати, примерно за те же деньги, но с питанием и перелетом можно провести пять новогодних дней на египетских пляжах. А за 450 евро после Нового года можно долететь до Австрии и неделю кататься на лыжах, но без обеда и ужина. И хотя деньги это немалые, достать новогодние путевки невозможно: все они были распроданы еще в начале осени. То же самое касается и подмосковных пансионатов и домов отдыха. Их директора разводят руками: «А мы, что можем, все выкупили еще за полгода, а договоренности были и того раньше». Последняя надежда — коттеджи в аренду в ближайшем Подмосковье. Но чем ближе к праздникам, тем цены выше. Если в начале ноября средняя стоимость аренды коттеджа на Новый год составляла порядка 500-1000 долларов, то сегодня она уже зашкаливает за 2500 долларов. Встречаются дома (например, на Рублево-Успенском шоссе), цена аренды которых во время праздников увеличивается до 10 тысяч долларов в сутки. Однако даже таких свободных коттеджей остались единицы.

И дело совсем не в бессовестности наших предпринимателей, которые взвинчивают цены перед Новым годом, а в небывалом спросе россиян на их услуги.

Деньги девать некуда

Для торговых предприятий ноябрь и декабрь оказались самыми прибыльными месяцами в этом году. Покупатели смели все, что может подойти в качестве подарков, вплоть до дорогостоящей кухонной и видеотехники. «Нам удалось продать даже дорогущие холодильники немецких производителей, — довольно улыбается менеджер торгового дома. — Их нам еще весной завезли, и до этого момента особым спросом они не пользовались».

Согласно социологическому опросу, проведенному в декабре прошлого года компанией «РБК», 10 процентов россиян вообще не собирались тратиться на подарки, 13 процентов готовы были потратить на них до 1 тысячи рублей, 27 — до 3 тысяч, 19 — до 6 тысяч, 15 — до 10 тысяч, 8 — до 20 тысяч и 8-20 и более тысяч. В этом году настроения поменялись, и это лучше любой статистики говорит о том, что доходы действительно выросли. Выложить за подарки 10 тысяч рублей сегодня готовы около 20 процентов опрошенных. Впрочем, как и следовало ожидать, в основном эти «толстосумы» живут в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Что касается более мелких городов России, то, по данным ВЦИОМ, потратить на подарки больше 10 тысяч рублей сегодня может лишь 1 процент их жителей.

Ежегодные затраты россиян на подарки эксперты оценили в 542 миллиарда рублей, или 19,3 миллиарда долларов (надо учесть и то, что мы наверняка потратим больше задуманного). Для сравнения — жители США на рождественские подарки тратят 25 миллиардов долларов, а Канады — 18 млрд.

По словам Вячеслава Бобкова, директора Всероссийского центра уровня жизни, если раньше отдыхать под Новый год за границей и тратить большие суммы на подарки могли лишь очень обеспеченные россияне, то сейчас это могут себе позволить и представители среднего класса. Как показывает статистика, у них растут доходы, меняется уровень жизни, появляются сбережения.

«Средним классом сегодня можно считать 10 процентов всего населения страны, — говорит Бобков. — Это примерно 12-13 миллионов человек, доходы которых стабилизировались. Они-то и составляют основной костяк предновогодних покупателей».

Что касается рекордного потребительского спроса в конце года, то эксперт называет несколько причин. Во-первых, во многих коммерческих компаниях вернулись к советской практике выдавать своим сотрудникам «тринадцатую» зарплату — годовую премию. А это значит, что у людей появляется крупная сумма неучтенных средств, которую сразу хочется потратить. Во-вторых, в этом году россияне в первый раз смогли заранее спланировать свой десятидневный зимний отпуск и целенаправленно накопить необходимые деньги. В-третьих, на фоне постоянных разговоров о росте инфляции россияне не откладывают покупки, поскольку боятся увеличения стоимости товаров. Кроме того, не изжита до конца и засевшая в нас с советских «дефицитных» времен манера покупать все мало-мальски стоящее впрок. Ну и конечно, определенную лепту в появление предпраздничной покупательской лихорадки вносят всевозможные торговые «приманки»: от новогодних скидок до потребительских кредитов.

Но основной причиной такого большого спроса Вячеслав Бобков считает рост теневых доходов населения. «Россияне тратят больше, чем официально зарабатывают, — говорит эксперт. — По нашим оценкам, почти тридцать процентов реальных доходов состоят из неучтенных выплат, с которых не платятся налоги. Если судить по сегодняшнему сумасшедшему предновогоднему ажиотажу, то можно сделать предположение, что в 2005 году произошло резкое увеличение теневых доходов».

А как у них?

Самое интересное, что жители европейских стран, наоборот, стали более скупыми в дни рождественских распродаж. К такому выводу пришла швейцарская консалтинговая компания Deloitte. Вот уже два года, по оценкам ее экспертов, европейцы дарят более дешевые подарки, чем в прежние годы.

«На Европу в этом плане нам вообще не стоит равняться, — комментирует Вячеслав Бобков. — Она уже давно миновала период теневых доходов, и теперь ее жителей волнуют совершенно другие проблемы».

Причиной падения спроса на путешествия и дорогие подарки стали растущие цены на нефть, политическая нестабильность и проблемы, связанные с безработицей. Эксперты считают, что в дальнейшем потребители в 9 европейских странах снизят свои траты еще на 3 процента, а немцы и того больше — на 9 процентов. И только в Ирландии и Испании люди по-прежнему не экономят на рождественских подарках, более того, в этом году ожидается рост их трат.

«Траты, связанные с подарками на Рождество, росли из года в год, но в 2003 году в этом процессе наметились изменения, — заявил партнер Deloitte Жиль Голденберг. — Прогноз на 2006 год довольно неутешителен, поэтому стоит ожидать, что уровень покупательской способности снизится еще».

«Российская газета» №292 (3961), 27.12.05

***