Москва наконец-то дождалась полноценной концертной презентации песен с альбома «Вендетта» Земфиры Рамазановой. В ДК им. Горбунова Борис Ъ-Барабанов всерьез усомнился, что возможен более впечатляющий новогодний подарок меломану. >>>

Земфира следит, чтобы на отечественном эстрадном Олимпе выше нее никого не было

Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Строго говоря, концерт в ДК им. Горбунова не был единственным большим выступлением Земфиры Рамазановой в Москве в уходящем году. Еще в начале марта певица устроила в галерее «Art-Play» концертную презентацию нового альбома «Вендетта». Выступление Земфиры на фестивале «Крылья» носило все признаки главного события летнего музыкального форума, но все-таки она была здесь «одной из». Много говорили в течение года о том, что настоящий сольный концерт в поддержку «Вендетты» пройдет в спорткомплексе «Олимпийский», однако вся вторая половина года у певицы была занята гастролями, сосредоточиться на подготовке масштабного шоу времени не было, и Земфира остановилась на варианте камерного в масштабах ее дарования, и даже в некотором смысле секретного, но зато очень демократичного концерта в «Горбушке».

Рекламы в привычном понимании не было – устроителям достаточно было обзвонить прессу и вывесить сообщение о концерте в интернете. Результат – 2300 проданных билетов, большая часть – по цене 600 руб., что вполне по карману среднему столичному меломану. Слово «ажиотаж» в применении к этому выступлению выглядит достаточно спокойной характеристикой. В Москве и до 23 декабря 2005 года случались концерты без рекламы – но не в двухтысячных залах! Количество VIP-персон было необычайным для рок-события в «Горбушке». Когда Земфира посвятила песню «Хочешь» специальным гостям на балконе, на свой счет это посвящение приняли, похоже, не менее пары десятков персон, включая Людмилу Гурченко в темных очках, смахнувшую слезу при первых аккордах песни, которую ей довелось исполнить на одном из «Огоньков».

Выверенный до секунды «световой сценарий» заставлял вспомнить лучшие зарубежные шоу. Сама же Земфира почти сто процентов времени представала перед зрителями в виде тени, избегая фронтального освещения. Проще говоря, пушка ей в лицо не била, энергетическим центром шоу оказался ломкий темный силуэт в длиннополом сюртуке и брюках в обтяжку. Вспомнилось четырехлетней давности выступление Трики во МХАТе им. Горького, проведшего весь концерт в полутьме спиной к зрителям и тем не менее разорвавшего зал на части.

Земфира начала концерт стандартно для этого года – с первой песни «Вендетты» «Небомореоблака». Ревущая композиция, во время которой певица усилила голос мегафоном, уступила место лирике и релаксации. Земфира по большей части сидела за синтезатором, ей аккомпанировали бас, барабаны и гитара, только на песне «Прости меня, моя любовь» группе подыграл на флейте необычайно востребованный в этом году 60-летний саксофонист Анатолий Герасимов. Энергетический градус концерта даже ввел в некоторое заблуждение. Земфира словно работала вполсилы, не форсируя голос в самых драматичных моментах песен, сглаживая острые углы. Причина такой намеренно «приглушенной» подачи видится очень простой. Если бы она с самого начала включила все свои внутренние резервы «на полную», зал ДК треснул бы по швам от исходящей со сцены мощи и от распирающего аудиторию обожания.

Даже одного факта безупречного звука на концерте было бы достаточно, чтобы констатировать внушительный отрыв Земфиры от конкурентов на отечественной сцене. Если большинство коллег певицы озабочены во время концерта тем, чтобы элементарно не забыть аккорды и слова, и только некоторым удается точно попадать в ноты, то мощных харизматиков, чувствующих себя на сцене, как рыба в воде, можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако, например, практически идеальный шоумен Константин Кинчев слишком жестко следует своему концертному канону, а мегаломан Юрий Шевчук на каждом концерте обязательно должен обрушиться на зрителя всей боевой мощью, включая техно-бит, «индустриальный» грохот гитар и длинные речитативы «за жизнь». У Земфиры же на сцене больше воздуха, она обходится вполне скромными средствами, чтобы обозначить принадлежность к высшей музыкальной лиге и стремление работать на уровне ведущих мировых звезд. Ее концертная подача характерна в первую очередь гибкостью. Она настолько свободно владеет всем современным рок-н-ролльным инструментарием, всеми концертными приемами, что может себе позволить на ходу менять не только трек-лист, но и всю драматургию шоу.

Начало песни «Синоптик» не предвещало ничего радикального. Прыжок Земфиры в зал оказался абсолютной неожиданностью, тем не менее, фанаты из первых рядов отреагировали слаженно, приняли тело исполнительницы мягко, потискали его немного, как водится, и аккуратно вернули на сцену. Пока искали потерянный в угаре микрофон, Земфира напялила колпак Санта-Клауса и лихо пританцовывала с бубном, а обретя голос вновь, сообщила, что сбылась ее давняя мечта – совершить настоящий stage-dive («нырок со сцены» – так принято называть подобные подвиги за рубежом).

Трюк, который может себе позволить не каждый рокер-мужчина, поставил финальную точку во всех спорах, которые разгорелись по поводу Земфиры после выхода «Вендетты». Земфира – поп-артист не только с наиболее прогрессивным материалом в России, но и находящийся в самых доверительных отношениях с аудиторией.

№ 243/П (№ 3327) от 26.12.2005, ПН

"Коммерсантъ"

***