Специалисты Авиационного комплекса (АК) им. Ильюшина нашли способ сделать взрыв на борту воздушного судна относительно безобидным. В прошлую пятницу АК распространил сообщение об испытаниях, проведенных им на лайнере Ил-96. Экспериментальный взрыв полкило тринитротолуола, по данным ученых, нанес самолету «минимальные повреждения». Лизинговая компания «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК), финансирующая выпуск Ил-96 на воронежском авиационном заводе ВАСО, объявила, что уже с января новая технология безопасности будет задействована на самолетах, поставляемых на рынок.

Технология заключается в адаптации серийно выпускаемого в России контейнера — локализатора взрыва «Фонтан» к воздушному применению. Международная организация гражданской авиации ICAO требовала установить подобные приспособления на всех самолетах вместимостью более 30 пассажиров еще в 2004 году наряду с применением других мер безопасности, содержащихся в 27-й поправке к шестому приложению Чикагской конвенции. В том же году премьер России Михаил Касьянов распорядился принять правила ICAO к исполнению на территории нашей страны. Как объяснили корреспонденту «Времени новостей» на ВАСО, до сих пор требование международной организации и распоряжение премьера действовали формально, поскольку технического пути реализовать их не существовало.

Локализаторы взрыва «Фонтан» представляют собой переносные многокамерные контейнеры, заполненные специальной эмульсией, поглощающей энергию взрыва и улавливающей осколки. Разные модели «Фонтанов» рассчитаны на нейтрализацию зарядов от 400 г до 5 кг тротила. До сих пор они применялись для защиты от терактов в зданиях и местах массового скопления людей. Как сообщил «Времени новостей» технический директор ИФК Юрий Островский, для воздушного применения наиболее многообещающим является прибор «Фонтан-3М» весом 55 кг, рассчитанный на взрыв до 1 кг тротила.

Испытания, правда, проходили на земле, на подмосковном аэродроме в Жуковском. Для проверки действенности устройства был использован фюзеляж лайнера, оставшийся у АК им. Ильюшина от закрытой программы создания грузовой модификации Ил-96Т. По словам г-на Островского, на настоящих, летающих машинах «Фонтаны» появятся начиная со следующего месяца. ИФК намерена оснастить ими два Ил-96-300, которые в 2006 году должны быть поставлены на Кубу. Компания планирует также перенести эту технологию и на самолеты Ту-204, которые для нее в 2006 году планирует собрать ульяновский завод «Авиастар-СП». Одной из наиболее привлекательных характеристик локализатора взрыва директор ИФК назвал дешевизну устройства: «Фонтаны» стоят от 1000 до 2000 долларов.

Михаил КУКУШКИН

Время новостей

N°241

26 декабря 2005

Время новостей

***