Католическое Рождество, Новый год, православное Рождество — сколько людей во всем мире, разорвав упаковочную бумагу, обнаружат в эти праздники подаренные им цифровые музыкальные плееры? Им, конечно, будет приятно получить вещицу, которая едва ли не с каждым днем приобретает все более культовый статус, но сами по себе эти устройства пока находятся лишь в самом начале своей биографии.

Надвигается очередная война форматов, а нелегальная загрузка музыки из интернета по-прежнему опережает законное ее приобретение в соотношении 3:1 — несмотря на то, что музыкальная индустрия выигрывает у пиратов иск за иском.

Для традиционных записывающих студий смысл борьбы состоит в том, чтобы убедить людей платить за музыку, которую они загоняют в свои блестящие машинки.

Для потребителей и тех, кому не нравится скорость, с которой музыкальная индустрия поворачивается к цифровой революции, борьба заключается в том, чтобы убедить китов звукозаписи пойти на более радикальные перемены.

Вопрос контроля

Для музыкальной индустрии 2005-й был неоднозначным годом.

Противники файлообмена даже устраивают громкие пикеты

С одной стороны, одержаны весомые победы над теми, кто приобретает песни через сети обмена. С другой стороны, понесены жуткие потери в том, как крупные лэйблы пытаются справиться с нарушениями авторских прав. Выяснилось, например, что антипиратская программа XCP, применяемая фирмой Sony BMG для защиты некоторых компакт-дисков, прячет себя в компьютерах пользователей практически так же, как это делают вирусы.

Уэйн Россо, глава музыкальной службы Mashboxx и бывший босс файлообменной службы Grokster, считает, что разразившийся с этим скандал в прессе и последовавший отзыв этой технологии руководством Sony BMG может означать смертный приговор для так называемого УЦП (управление цифровыми правами).

Под определение УЦП подпадает любой механизм, использующийся в компакт-диске или звуковом файле, который контролирует то, что делает пользователь с этим носителем. УЦП может приобретать различные формы и ограничивать количество прослушиваний песни, копирования ее на компакт-диск или типы цифровых плееров, способных ее воспроизводить.

По весьма смелой оценке Россо, 2006-й станет годом, когда крупные звукозаписывающие фирмы станут наконец торговать музыкой в формате mp3. «К концу года какая-нибудь из больших компаний уже будет экспериментировать с продажей mp3», — заявил он в интервью Би-би-си.

Сам формат mp3 уже давно служит пугалом для музыкальной индустрии, поскольку он не предлагает никакой защиты авторских прав, а это значит, что записывающие компании не могут контролировать, что делает потребитель со своей цифровой музыкой после того, как он ее загрузил.

Кроме того, этот формат особенно любят файлообменные сети. А еще его поддерживают цифровые плееры, в том числе и очень популярный на Западе iPod.

Тайные сети

Уэйн Россо, известный в музыкальных кругах скиталец, — не единственный, кто призывает к радикальным переменам в этой сфере. Марк Маллиган, музыкальный эксперт из исследовательской фирмы Jupiter, согласен в том, что музыкальная индустрия должна принять идею бесплатной музыки, если не хочет упустить молодое поколение меломанов до того, как они полностью перейдут на обмен файлами в сети.

«Grokster, возможно, доживает последние дни, но по-прежнему существует огромный спрос на файлообмен, и спрос этот скоро не исчезнет», — говорит он.

В следующем году, по словам Маллигана, будут расти так называемые тайные сети, которые предлагают те же услуги, что и нынешние файлообменные системы, но отследить их будет уже гораздо сложнее. «Некоторые из них не сможет выловить даже программист, так что у музыкальной индустрии попросту не будет шансов», — говорит он.

2005-й стал годом нескольких юридических побед крупных лэйблов над файлообменными сетями. Самой заметной из них стало решение Верховного суда США о том, что в определенных обстоятельствах подобные службы могут быть ответственны за действия их пользователей.

Это привело к тому, что Grokster закрывается — в его нынешней форме. Но решение Верховного суда не решило проблемы незаконной загрузки музыки из сети.

Миллиган говорит, что музыкальной индустрии придется смириться с файлообменом. Решением может быть предложение файлов сниженного качества.

Плохие отношения

Правда состоит в том, что, несмотря на распространение плееров, цифровая музыка набирает обороты неторопливо.

По данным недавнего исследования, проведенного по заказу фирмы Napster, меломанам не так-то легко сегодня заполнить свои плееры до отказа. Выяснилось, что большинство из них полны лишь наполовину, а 66% хранящейся в плеерах музыки — это всего лишь копии с компакт-дисков.

«Хотя продавцы прогнозируют прекрасный год для продажи mp3-плееров, эта статистика свидетельствует, что процессы заполнения и использования таких плееров пока идут не так быстро», — говорит Линн Шарман, генеральный директор Napster.

Проблема в том, что копировать файлы с компакт-диска требует времени. Napster пытается убедить людей в удобстве своих услуг, на которые требуется подписка, и которые позволяют загружать неограниченный объем музыки за фиксированную месячную плату.

Ловушка в том, что отмена подписки означает, что пользователь не сможет больше слушать те файлы, которые он скачал с сайта Napster.

Маллиган полагает, что в наступающем году будет наблюдаться рост числа услуг, требующих подписки. При этом, добавляет он, mp3-плееры в основном будут использоваться для управления уже существующими музыкальными коллекциями.

«У цифровой музыки по-прежнему плохие отношения с цифровыми плеерами, — говорит он. — Это всего лишь некое необязательное дополнение — как ореховая панель в новом автомобиле».

Джейн Уэйкфилд

Би-би-си, отдел технологий

воскресенье, 25 декабря 2005 г., 18:52 GMT 21:52 MCK

Би-би-си

***