В Доме кино представили новую, 19-ю серию «Ну, погоди!». Над продолжением легендарного советского мультсериала Вячеслава Котеночкина на киностудии «Кристмас филмз» работал его сын Алексей Котеночкин. Свои впечатления сравнивала Майя Ъ-Стравинская.

Кажется, что вернулась в детство. Тот же Заяц, тот же Волк, тот же пляж, та же памятная всем свинья с тремя лифчиками. Ну на пляже выросли пальмы и поднялись водяные горки, а Волк сменил модные розовые трусы в ромашку на невыразительные зеленые шорты. Даже акула не столько из спилберговских «Челюстей», сколько из дроздовского «В мире животных».

У Алексея Котеночкина получилось даже не дежавю, а полноценная часть сериала, как если бы ее снял Котеночкин-старший ровно тогда же, в середине 70-х. На вопрос «Почему вы взялись продолжить дело отца?», Котеночкин-младший сейчас отвечает, что по просьбе зрителей. Когда-то и Котеночкина-старшего (после 4-й или 5-й серии решившего достойно закрыть тему «Как плохо обижать слабых и что после этого бывает») убедили именно поклонники: письма с просьбами шли на «Союзмультфильм» мешками.

В следующий раз сериал «Ну, погоди!» мог бы закончиться и на 16-й серии. После смерти Анатолия Папанова режиссер совсем было решил забыть о Волке и Зайце. Актер стал частью Волка, а Волк частью актера, и жизнь персонажа после смерти казалась совершенно невозможной. Поэтому 17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучки предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актерам в перерывах,– из этого материала и сделали два фильма, более того, исходя из этих фрагментов и был написан сценарий.

Понятно, что и для Алексея Котеночкина, который работал с отцом над последними сериями, и для сценариста Александра Курляндского ничего естественнее (чем такое продолжение истории про Волка и Зайца) и представить нельзя. Волка озвучивает пародист Игорь Христенко, старательно подражающий голосу Папанова, а тембр актрисы Ольги Зверевой очень походит на попискивания Клары Румяновой. Как будто бы при работе над новой серией «Ну, погоди!» опять обнаружились какие-то архивные фрагменты, почтительно вставленные в новый мультик.

19-я серия производит впечатление чрезвычайно осторожного шага, попытки соответствовать стандарту первого «Ну, погоди!». Так сдержанно ведут себя создатели, что кажется, они не просто снимали фильм, а выполняли благородную миссию. Но эффекта, который был у старого «Ну, погоди!», добиться не удается. И неизвестно, возможно ли это в принципе. Вячеслав Котеночкин, к слову, был еще и режиссером более десятка фильмов тележурнала «Фитиль». Из этих обличительных кинозарисовок в мультсериал очень дозированно, но всегда уместно перекочевали те приметы времени вроде песни Высоцкого, парика «под Пугачеву», фразы про «кузькину мать» или повышенного внимания милиции к хиппующим тунеядцам, которые сделали Волка с Зайцем не зверушками, а современниками. И это взрослое озорство сочеталось с эталонной для детских анимационных фильмов простотой сюжета и образов.

Этой взрослой ироничной фронды в новой серии явно не хватает. Но с другой стороны, довольно трудно представить себе, как сейчас должны выглядеть чисто советские персонажи, какими и были Волк с Зайцем – бытовой диссидент и комсомольский активист. В любом случае зрелище получилось бы недетское. Так что, возможно, путь, выбранный Алексеем Котеночкиным, самый дипломатичный.

№ 243 (№ 3327) от 24.12.2005, СБ

"Коммерсантъ"

***