23 декабря 1941 года в адрес директора эвакуированного в Куйбышев воронежского авиазавода Шенкмана пришла грозная правительственная телеграмма: «Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы до сих пор не изволите выпускать Ил-2. Если 18-й завод думает давать по одному самолету в день, то он жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше илов. Предупреждаю в последний раз. Сталин». Телеграмма была зачитана во всех цехах. Коллектив завода взял обязательство увеличить выпуск штурмовиков. И уже 29 декабря на фронт ушел целый эшелон с самолетами Ил-2.

Грозная телеграмма Верховного Главнокомандующего вряд ли была справедливой.   18-й авиационный завод работал на пределе своих возможностей. Первый самолет Ил-2 был выпущен 10 декабря 1941 года, на 14-й день после прибытия эшелонов с оборудованием. Во второй половине декабря завод почти ежедневно поднимал в небо новую машину. Тем не менее, выговор Сталина сделал свое дело, и в январе 1942 года начался массовый выпуск грозных боевых машин.

В их производство вкладывались огромные средства, но денег все равно не хватало. В стране начался сбор средств на строительство боевых машин. Жители Большеглушицкого района первыми собрали 138 тысяч рублей в фонд авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев». Их поддержали многие предприятия, учреждения, колхозы области. К 10 февраля 1942 года в Фонд обороны от трудящихся поступило более 24 миллионов рублей личных средств. Всем хотелось дать Красной Армии свой собственный самолет. Молодые рабочие карбюраторного завода строили эскадрилью «Куйбышевский комсомол». Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью «Советский артист». Даже дети области внесли 206 437 рублей на строительство штурмовика «Юный пионер».

11 января 1943 года в присутствии многочисленных делегаций трудящихся городов области состоялась торжественная передача эскадрильи «Валериан Куйбышев» военным летчикам.

Куйбышевские штурмовики стали грозой вражеских танков и орудий. Но очень скоро выявились существенные недостатки этих самолетов. Во время боевых действий на небольшой высоте летчики не были застрахованы от поражения обычным стрелковым оружием. Необходимо было усилить бронезащиту кабины пилота. Но главное — самолет не был защищен сзади и становился легкой добычей вражеских истребителей. Встал вопрос о создании в хвосте машины места для стрелка.

В феврале 1942 года генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина вызвал к себе Сталин и сказал: «Делайте что хотите, но конвейер останавливать не разрешаю. Немедленно дайте фронту двухместные самолеты». Эта работа была поручена эвакуированному в Куйбышев из Киева заводу аэродромного оборудования. После бессонных ночей и дней была создана турельная установка для Ил-2.

Штурмовик перестал быть беззащитным, и от завода потребовали массового выпуска пулеметных турелей. Предприятие перешло на круглосуточную работу и казарменное положение, но стало выпускать до пяти установок в сутки. За успешное освоение нового вооружения для самолета Ил-2 заводу пришла благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего. Работникам завода повысили зарплату и выделили в качестве поощрения несколько сот пар обуви.

За годы войны в Самаре было собрано более 36 тысяч «летающих танков». Коллективу 18-го завода 26 раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны. Самолет Ил-2 считался лучшим штурмовиком Второй мировой войны. С него начиналась вся авиакосмическая промышленность Самары. Памятник этому самолету на Московском шоссе заслуженно считается визитной карточкой нашего города.

*