Народ начинается с семьи
“Распад семей, угроза полной моральной деградации общества и в конечном счете — угроза самому существованию России”, — эта мрачная перспектива, по словам Патриарха Алексия, стала сегодня для нашей страны весьма реальной.
Он говорил об этом на ежегодном Епархиальном собрании Москвы в храме Христа Спасителя. Казалось бы, для такого форума тема несколько неожиданна. Ведь собираются в конце года священство и церковная общественность столицы для того, чтобы обсудить свои епархиальные проблемы. Однако в последнее время для Русской Православной Церкви проблемы демографии, семьи, воспитания детей стали, пожалуй, самыми насущными. Им посвящаются специальные конференции, о них неустанно говорят православные проповедники, иерархи и сам Алексий II. Это вполне понятно.
Как заметил однажды Патриарх, для того чтобы выбирать ту или иную национальную идею, нужно, чтобы как минимум существовала сама нация. И забота Церкви о своей пастве имеет смысл тогда, когда сама паства имеет будущее. А ситуация сегодня такова, что темпы сокращения населения стали катастрофическими — примерно миллион человек в год. Этот процесс, по мнению Патриарха, обусловлен не только экономическими и материальными причинами, но и, в первую очередь, духовными.
Он с горечью говорил о том, что современное общество утрачивает чувство священного, действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом “бери от жизни все”.
— Это свидетельствует, — подчеркнул Патриарх, — о глубочайшем духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.
Среди причин неблагоприятного развития демографической ситуации Алексий II выделил оскудение духовности, отсутствие, особенно у молодежи, должного понимания брака и неподготовленность к семейной жизни.
В связи с этим, по его мнению, необходимо уделять самое пристальное внимание православному воспитанию молодежи. Однако, как было отмечено, курсам семейной этики, основанным на духовно-нравственных ценностях Православия, пока не удается утвердиться в школах.
А ведь это не проблема Церкви, но проблема всего общества. Патриарх убежден, что без традиционной веры народ теряет иммунитет к духовным недугам.
— Отвержение христианства в конечном счете неминуемо приведет к торжеству иных антропологических принципов, не обремененных представлениями о Богоподобном достоинстве и Богодарованной свободе человека, — заявил Предстоятель Русской Церкви.
В результате начинается тотальная перестройка всей системы основных нравственных принципов и моральных ориентиров. Одни ценности подменяются другими. Вектор духовного здоровья поворачивается от развития к разрушению.
— Вытесняются “за ненадобностью” такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство, — говорил Патриарх. — При этом происходит процесс перемены моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий…
Он напомнил собравшимся ставшие еще более актуальными слова философа Ивана Ильина: “Современный “культурный” человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности”.
Сегодняшняя моральная атмосфера в обществе, считает Патриарх, еще более тревожна.
Большую долю ответственности за это несут, по мнению Патриарха, средства массовой информации, которые занимаются пропагандой жестокости, разврата, культа наживы и вседозволенности.
Чтобы предотвратить демографическую катастрофу, укрепить семью, спасти общество от нравственного разложения, а народ от деградации и вымирания, необходимо, убежден Патриарх Алексий, объединить все здоровые силы общества. Церковь, заявил он, должна сотрудничать со всеми благонамеренными людьми для разрешения наиболее острых проблем современности. А основой для консолидации сил будет исторический и духовный опыт народа.
Ирина ЗБАРСКАЯ, начальник Управления статистики населения Федеральной службы государственной статистики (Росстата):
— Что происходит с институтом брака в России? Об этом можно судить по нашим данным. Сегодня реже женятся и чаще разводятся. Если в 1990 году было зарегистрировано 1300 тысяч браков и 560 тысяч разводов, то в прошлом году — только 980 тысяч браков и 636 тысяч разводов. Но при этом растет число гражданских браков. По данным последней переписи населения, их 3 миллиона, то есть каждый десятый. В результате каждый третий российский ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Правда, при этом у ребенка в метрике не обязательно стоит прочерк вместо папы.
Сегодня в 1,5 раза увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. 13,6 миллиона мужчин никогда не состояли в браке. Плюс 4 миллиона разведенных и почти 2 миллиона вдовцов. А одиноких женщин, включая вдов и разведенных, — 29 миллионов. Рожать-то некому. Чтобы обеспечить простое воспроизводство населения, каждая женщина фертильного возраста (15 — 49 лет) должна рожать 2 — 3 детей. У нас же за период между двумя переписями (1989 — 2002 годы) удельный вес семей с двумя, тремя и более детьми сократился вдвое, а доля однодетных выросла на треть. При самых благоприятных условиях (с учетом национальных республик) мы можем выйти на показатель: 150 — 160 рождений на 100 женщин. Так что оснований для оптимистичного прогноза мало: население России по-прежнему будет сокращаться. Тем более что государственная поддержка семей с детьми недостаточна. Как известно, ежемесячный размер пособия на ребенка мизерный — 70 — 200 рублей (в зависимости от возможностей региона). Ясно, что с такой поддержкой женщине трудно решиться на рождение второго ребенка.
Что меня настораживает, так это начавшаяся в разных странах легализация однополых брачных союзов. Пока такой статистики нет, но мои коллеги из Канады, Голландии собираются при переписи учитывать однополые браки. Не уверена, что со временем у нас этого не будет. По-моему, это и есть кризис семьи в традиционном понимании.
«Труд» №241 (24923)за 23.12.2005
***