В Самарском речном порту пополнение «подвижного состава». На причале здесь уже стоят два судна на воздушной подушке «Марс-ТОО», которые зимой будут курсировать по маршруту Речной порт — Рождествено. На будущей неделе из Нижнего Новгорода прибудет третье судно.

Воздушная подушка в лизинг

Откуда техника? С этим вопросом обращаемся к Сергею Никольскому — начальнику отдела транспорта областного министерства транспорта, связи и автомобильных дорог. Выясняется, что в этом году и областном бюджете заложены 2 млн рублей как субсидии для организации перевозок, в будущем году средств будет выделено еще больше — для поддержки областью беспрерывной переправы через Волгу. Самым-то проблемным всегда было межсезонье, когда и вертолеты пытались пускать в Рождествено, к прочую технику, но народ все равно норовил испытать под собой тонкий лед. Или просто выжидал, когда Волга встанет, отложив на время все право-или левобережные дела. А в этом году из областного бюджета был выделен льготный кредит. На конкурсной основе его получила лизинговая компания ОАО «Самараоблагропромснаб». На часть кредитных средств и были закуплены три судна на воздушной подушке, которые теперь по заключенному договору передаются речному порту. По договору с лизинговой компанией порт уже оплатил аванс. Но вообще-то, как верно заметил заместитель генерального директора порта по пассажирским перевозкам Виктор Назаров, давайте не будем грузить потенциальных пассажиров финансовой информацией, а лучше расскажем, что ждет их в ближайшем будущем, как новые суда станут эксплуатироваться.

Новоселы первого причала

Вчера в обед корреспонденты «СИ» прибыли на причал речного вокзала. Как раз в тот момент, когда пассажиры проходили по трапу на традиционный «омик». В этом году погода позволила «омикам» поставить своего рода рекорд. Обычно навигация для них заканчивалась пятого, в крайнем случае десятого декабря. Нынче на календаре 23 декабря, а судно при поддержке двух ледоколов, которые время от времени разрабатывают трассу, еще трудится на линии. «Все будет зависеть от погодных условии и, главное, ледовой обстановки, — сообщает Виктор Назаров. В Самаре берег пока чистый, но в Рождественской воложке льдообразование идет намного быстрее. В эти выходные на правом берегу «омик» будет причаливать уже не в Рождествено, а в Подголятино, где льда меньше. Что будет дальше — посмотрим. Вполне может быть, что уже на следующей неделе или через неделю пассажиров начнут перевозить новые суда на воздушной подушке. Старт продиктует природа. А пока суда осваиваются нашими капитанами-механиками».

У первого причала четыре капитана-механика и два механика хлопочут над новыми «Марсами». Под руководством главного строителя судов на воздушной подушке нижегородского предприятия «АКС-Инвест» Сергея Ожиганова, который в эти дни выполнял обязанности инструктора наших капитанов. Сейчас погода стоит именно такая, которая судам на воздушной подушке противопоказана. Хотя они и закупались в первую очередь для межсезонья и ледовой поры. «Как только появится первый ледок, с «Марсами» проблем не будет. А сейчас, при открытой воде, ветре и отрицательных температурах работать на них сложно. Но еще не придуманы такие суда, которые бы безотказно трудились при этих условиях, — комментирует Сергей Ожиганов процедуру сбивания намерзшего льда с судового корпуса. — Для эксплуатации судна в подобных условиях нужна специальная подготовка. Например, можно использовать спецпокрытия корпуса, которые держатся на нем максимум сутки. Это борьба пассивная. Есть и активная борьба — подогрев пиитов, рулей. Но это, как вы сами понимаете, технология дорогостоящая, даже в авиации она применяется нечасто».

В этот же день, кстати, и суда на воздушной подушке «Пилигрим», которые не первый год возят пассажиров от Ульяновского и Маяковского спусков, после первых же рейсов встали на прикол и начали сбивать лед с боргов. Несостоявшиеся пассажиры поспешили в речной аорт, к старенькому, но падежному «омику». И хотя руководство порта надеется, что переход пассажиропотока с «омиком» на «Марсы» произойдет плавно и практически в один день, погода, как выясняется, эти планы может нарушить. Так что пассажирам надо быть готовыми к тому, что погода заставит и людей, и технику день-два обходиться без переправы.

Про «укротителей»

«А вообще, судно интересное, в сравнении с «Пилигримом» более совершенное по комфорту и конструктивным особенностям. Мы, волжские капитаны с двадцатилетним стажем, сейчас взялись за освоение этой техники и посмеиваемся между собой, что же мы теперь будем водить — пароход или машину, — делятся впечатлениями об испытаниях «Марсов» капитаны-механики Валерий Григорьев и Александр Ивленков. — Теорию уже освоили, а навыков вождения пока не хватает, чувствуем, что нужно как можно больше практики. Чтобы досконально изучить инерционные характеристики — заносы, повороты, обороты. На суда на воздушной подушке очень влияют погодные условия, даже при прямом курсе судно иногда «зарыскивает» — от ветра, течения. Но не боги горшки обжигают, опыта набираемся изо дня в день. Еще бы погода помогла, дала возможность побольше наездить километров и прочувствовать машину полностью до того, как мы будем брать на борт пассажиров».

Под «Марсы» уже готова своя площадка, между пляжем и первым причалом. Оттуда они и будут стартовать, туда же — подъезжать-причаливать. На борт готовы брать по семь пассажиров. А цена намечена стандартная для нынешнего сезона, как на «омике»: 40 рублей в один конец. «Но главное, к переходу с летнего на зимний вид переправы мы будем подходить с максимальной осторожностью, взвесив все «за» и «против», — предупреждает Виктор Назаров.

«Самарские известия» № 241 (4737) от 23.12.2005

*