Общественное телевидение в России появится в ближайшие 2 года
Общественное телевидение может появиться в России уже через два года. Минкульт и Минэкономразвития уже согласовали концепцию соответствующего законопроекта. Создавать общественное вещание планируется путем преобразования уже существующих государственных каналов, пишут «Ведомости».
В России идея создания общественного телевидения обсуждается с начала 1990-х. В Думу прошлого созыва даже был внесен законопроект, предусматривавший реорганизацию в общественную телерадиокомпанию государственного медиахолдинга ВГТРК. Но после отрицательного отзыва правительства дело не дошло даже до рассмотрения в первом чтении.
Но в феврале Минэкономразвития неожиданно внесло в проект среднесрочной программы экономического развития на 2005-2008 годы положение о «трансформации» государственных СМИ в общественные. Правительство должно было рассмотреть законопроект в ноябре, но согласование затянулось, и только 6 декабря Минкульт повторно разослал доработанную концепцию законопроекта. Минэкономразвития ее завизировало, говорит Артем Шадрин из департамента стратегии социально-экономических реформ. Чиновник Белого дома отказался комментировать содержание концепции до официального внесения в правительство. Правительство рассмотрит законопроект в апреле 2006 года, а в мае — внесет в Госдуму.
«Предстоит согласование, но я не сомневаюсь, что закон будет принят в том виде, как он нужен зрителям и слушателям», — прогнозирует замминистра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров.
Создавать общественные телерадиокомпании предлагается «путем трансформации государственных СМИ в общественные», говорится в документе. Такие телерадиокомпании могут создаваться и на федеральном уровне, и в регионах. Деятельность общественных компаний, предполагает документ, будет контролировать совет по вещанию, в который войдут представители институтов гражданского общества. Совет будет назначать генерального директора телерадиокомпании. Механизм формирования совета, по словам Шадрина, будет описан в законопроекте.
Как будет финансироваться общественное вещание, в концепции прямо не говорится. Указано лишь, что подчинение деятельности общественной телерадиокомпании коммерческим интересам «невозможно». А «бюджетное финансирование общественного вещания» можно сохранить на уровне, «не превышающем» финансирование государственного телерадиовещания. Будет ли канал финансироваться из бюджета или из других источников, «на объективность не влияет», считает Шадрин. «Абонентской платы концепция не предусматривает, и я не думаю, что она необходима», — добавляет чиновник.
«Проблема не в том, откуда общественный вещатель берет деньги, а насколько он при этом независим от государства», — замечает директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. За рубежом, например, фиксируют в законе долю национального бюджета для финансирования общественного вещания или утверждают бюджет за несколько лет до вступления в силу.
Формально государство в России контролирует и ОАО «Первый канал», где у него 51%, и ФГУП «ВГТРК», в которое входят каналы «Россия», «Культура», «Спорт», ГТРК в каждом субъекте Федерации, радиостанции «Маяк», «Голос России» и др. Представитель ВГТРК предложил подождать финального документа. На Первом канале получить комментарии не удалось.
«Общественный канал — это ВГТРК без решающей роли Кремля в назначении руководителя и роли правительства в контроле за деятельностью компании», — замечает один из авторов действующего закона о СМИ Михаил Федотов. По его мнению, при наличии политической воли принять закон можно в течение года, а еще за год — создать само общественное телевидение. Недостаточно просто записать в законе, что в совет должны входить «представители гражданского общества», считает член Общественной палаты Владимир Федосов. А гендиректор ИД Родионова Алексей Волин считает, что общественное телевидение в России «не может иметь нормальной коммерческой модели».
Общественное телевидение и радио есть во многих странах. Вещательную политику таких телерадиокомпаний контролируют наблюдательные советы. В Германии в них входят представители политических партий, религиозных конфессий, профсоюзов и т. д., а в Великобритании членов совета выбирает парламент из числа отставных политиков, бизнесменов и т. п. Финансирование общественного телерадиовещания осуществляется за счет абонентской платы (Германия), государственных субсидий (Канада) или рекламы. Такие каналы обязаны предоставлять равный доступ к эфиру всем общественным силам.
*