Завтра руководство «Союза правых сил» должно обсуждать перспективы создания широкой объединенной демократической коалиции. Руководитель партии Никита Белых уже обозначил одну организацию, с которой СПС не будет объединяться ни при каких условиях — это Демократическая партия России, которую должен был возглавить экс-премьер Михаил Касьянов и съезд которой в конце минувшей недели завершился скандалом и расколом. Как известно, прокасьяновских делегатов съезда охрана не пустила в зал, а лидером партии избрали никому не известного Андрея Богданова, возглавлявшего ЦК Демпартии.

Пока демократы спорят по трем ключевым позициям объединения — на чьей площадке объединяться (использовать новые или нераскрученные структуры вроде Республиканской партии, которую недавно возглавил независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков, или старые бренды СПС и «Яблоко»), какие силы объединять и кто должен возглавлять коалицию.

До сих пор ни по одной из этих трех позиций единства у демократических движений нет. Единственным человеком, публично заявившим о готовности возглавить объединенные демократические силы на думских и президентских выборах, стал экс-премьер Михаил Касьянов. Но лидеры двух крупнейших демократических партий — СПС и «Яблока» Никита Белых и Григорий Явлинский — отнеслись к этому заявлению если не скептически, то выжидательно. Смысл их комментариев сводился к тому, что сначала нужно подождать, как себя проявит Касьянов-политик, а потому решать. Безоговорочно согласилась присоединиться к Михаилу Касьянову лишь лидер партии «Наш выбор» Ирина Хакамада.

База поддержки является одним из слабых мест Михаила Касьянова. И речь не только о потенциальных избирателях. По сведениям «Времени новостей» из осведомленных источников, некоторые дружественные экс-премьеру бизнесмены (в частности, Александр Мамут), которые помогали ему год назад в создании консалтинговой компании «МК-Аналитика», полностью исключили для себя какое-либо финансовое участие в его политической деятельности. Более того, они предприняли меры и для досрочного прекращения своего участия в консалтинговом бизнесе г-на Касьянова. «Поскольку его окончательный переход в политику стал очевиден, его просто попросили вернуть средства, взятые на бизнес», — утверждает источник газеты.

«Процесс объединения всех демократических сил сложен, — признает сам экс-премьер в опубликованном на днях интервью немецкому журналу Spiegel. — В оппозиционной среде я не чувствую себя как дома, но уже несколько месяцев я веду интенсивные переговоры с лидерами всех партий. У них много проблем в отношениях друг с другом, у каждого свои амбиции. Я посвящу будущий год исключительно объединению наших сил».

В том, что времени на эффективное объединение остается максимум год, солидарны все лидеры демократической оппозиции. Владимир Рыжков, на съезде Республиканской партии неделю назад в очередной раз заявивший, что у демократов на объединение остается не более года, предлагает в качестве объединительной площадки республиканцев. СПС и «Яблоко», уже имеющие опыт объединенных списков в ряде региональных выборов, в том числе в Московскую городскую думу, несомненно, хотят играть ключевые роли и в будущей более широкой коалиции. Хотя председатель политсовета СПС Никита Белых в программном обращении «Демократия. Перезагрузка» предлагает на время забыть о проблеме лидерства. Он считает нужным объединить сначала платформы всех демократических партий: «Выдвинуть сейчас кандидата на пост президента от демократов — это холостой выстрел, потому что оружие не заряжено». При этом очевидно, что шансы на президентство Григория Явлинского или Никиты Белых в качестве объединенного кандидата демократических сил в данный момент не выше, чем у Михаила Касьянова.

Если в итоге демократическая коалиция будет состоять из «Яблока» и СПС, их шансы на успешный результат в думской кампании 2007 года также не слишком велики. Согласно последним социологическим опросам, семипроцентный барьер, который будет установлен на думских выборах (см. «Время новостей» от 20 декабря), преодолевают лишь две партии — «Единая Россия» и КПРФ. А СПС и «Яблоко» суммарно не набирают 7%. К тому же на выборах городского парламента традиционно благоволящей демократическим силам Москвы список СПС и «Яблока» набрал чуть больше 10% голосов. При том, что в целом по России за эти партии голосуют менее охотно.

В любом случае по итогам 2005 года демократы так и не смогли ни определить объединительную площадку, ни презентовать общепризнанного лидера, способного составить реальную конкуренцию партии власти на президентских и парламентских выборах.

Время новостей

***