Интрига вокруг управления крупнейшим российским автозаводом — «АвтоВАЗом» — наконец завершилась. Вчера на предприятии прошло внеочередное собрание акционеров. Гендиректором был назначен Игорь Есиповский, который возглавлял один из департаментов в «Рособоронэкспорте».

Также были избраны новый состав совета директоров, в котором половину мест получили представители госструктур, и его председатель. Преемником Владимира Каданникова на посту главы совета стал замгендиректора того же «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков. В связи с тем, что структура собственности «АвтоВАЗа» достаточно сложная, контроль над заводом фактически осуществляет совет директоров. Таким образом, как и предполагалось, государство начало возрождение отечественного автопрома де-факто через национализацию управления автозаводами.

Впрочем, г-н Артяков вчера заявил: «Речи нет о национализации. Речь идет о государственной поддержке». А глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, который также вошел в совет директоров и, надо полагать, де-факто будет руководить «АвтоВАЗом», опроверг слухи о покупке государством контрольного пакета «АвтоВАЗа». Впрочем, возможности последующего перехода акций предприятия в государственную собственность он не исключил, но заявил, что если это будет осуществлено, то «на рыночной основе», но пока об этом говорить преждевременно.

Собрание акционеров проходило в условиях повышенной безопасности. Но никаких инцидентов не произошло. И вся процедура заняла не более часа. В совет директоров, как и ожидалось, вошли 12 человек, среди которых г-н Алешин, два представителя «Рособоронэкспорта» — гг. Артяков и Есиповский, три представителя Внешторгбанка (владеет 7% акций «АвтоВАЗа») — старшие вице-президенты Василий Титов и Андрей Пучков и вице-президент Валерий Лукьяненко, три представителя «АвтоВАЗа» — председатель профкома Николай Карагин, вице-президент по маркетингу Владимир Кучай и председатель производственного совета Анатолий Мельников, а также председатель совета директоров управляющей компании «Эй Джи Эссет Менеджмент» Альберт Гавриков, генеральный директор ООО «Кате» Максим Нагайцев и замгендиректора Автомобильного всероссийского альянса (владеет 38% акций «АвтоВАЗа») Дмитрий Разоренов.

Г-н Алешин, комментируя новый состав директоров, заявил, что государство «делегировало успешных менеджеров» на завод для того, чтобы они помогли решить «задачи по развитию предприятия». Среди основных задач по развитию «АвтоВАЗа» глава «Роспрома» назвал наведение порядка в структуре собственности завода, чтобы на основе предприятия можно было создать корпорацию с перспективой вывода ее акций на мировые рынки. «Чем раньше это произойдет, тем лучше, но пока еще необходимо время для подготовки», — отметил г-н Алешин. При этом он указал, что работа в этом направлении должна завершиться не позднее 2015 года.

Дальнейшее же сотрудничество «АвтоВАЗа» с General Motors (их совместное предприятие производит в Тольятти модели Chevrolet-Niva и Chevrolet-Viva) не вызывает особого оптимизма новой команды. Предполагается, что уже на ближайшем заседании совета директоров автозавода, вероятнее всего, это сотрудничество будет прекращено. Как рассказал журналистам г-н Есиповский, «последние несколько месяцев СП работает при нулевой или немного отрицательной рентабельности», поэтому «необходимо все проанализировать, поскольку ситуация тут сложная».

Также в целом неэффективным признано и сотрудничество с группой СОК, которая до сих пор являлась основным поставщиком комплектующих на «АвтоВАЗ» и, как считается, де-факто чуть ли не управляла заводом. Г-н Еспиповский вчера, отвечая на вопрос о планах завода в отношении этой группы, заявил, что «АвтоВАЗ» будет разрывать «любые кабальные договоры», с какой бы компанией они ни были заключены, и упразднять «структуры не необходимых посредников». В то же время гендиректор завода говорит, что «будет стараться заключать нормальные договоры на приемлемых и выгодных «АвтоВАЗу» условиях».

В целом же, по заявлению г-на Алешина, развитие завода предполагается проводить в рамках реализации программы развития российского автопрома, которую его агентство разработало и представило на рассмотрение президента и правительства. На реализацию этой программы «Роспром» запрашивает у государства 5 млрд долл. до 2010 года. Программа предполагает «использование инвестиционного потенциала со стороны государства в сфере НИОКР, субсидирования расходов в социальной отрасли и в виде бюджетных гарантий по субсидированию банковских процентных ставок». Впрочем, пока неясно, какая часть этих средств придется на завод, в случае чего государство пойдет навстречу планам «Роспрома».

Впрочем, банковскую поддержку «АвтоВАЗу» со стороны ВТБ пообещал избранный в совет директоров предприятия Василий Титов. По его словам, банк намерен участвовать в деятельности предприятия, «начиная с организации правильного финансирования поставок и заканчивая мерами по обеспечению сбыта» (в виде финансирования лизинга и потребкредитования покупателей автомобилей «АвтоВАЗа»).

Говоря о стратегии развития завода и интеграции его в мировой автопром, новый председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Артяков не исключил, что ряд лицензий, технологий или деталей будет покупаться за рубежом, но при этом подчеркнул, что приоритетом будет развитие собственных технологий. Поддержавший его Максим Нагайцев напомнил, что в мировой практике автоиндустрии «никто не делал прорывов без заимствований». Г-н Артяков сообщил также о возможности привлечения для работы на предприятии эффективных менеджеров с зарубежных автозаводов.

Анна ЛАНДЕР, Тольятти

Время новостей

***