ТОЛЬЯТТИ — Едва заняв кабинет директора “АвтоВАЗа”, выходец из “Рособоронэкспорта” Игорь Есиповский с головой погрузился в заводские дела. Первое, что он собрался сделать, — пересмотреть отношения с иностранным партнером завода — General Motors. Впрочем, партнера по СП вполне можно поменять, если у “АвтоВАЗа” сменится собственник.

“АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985 автомобилей (около 50% рынка). Выручка по МСФО – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% его акций принадлежат его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%).

К внеочередному собранию “АвтоВАЗа”, на котором переизбрали совет директоров автоконцерна, были повышены меры безопасности. Пару недель назад на входах заводоуправления было установлено три металлоискателя, а, чтобы попасть на собрание акционеров, корреспонденту “Ведомостей” пришлось сдать свой ноутбук охране. “Если раньше по одному пропуску на завод можно было провести двух человек, то теперь нельзя”, — делится впечатлениями один из работников завода. А передвигаться по зданию без сопровождения работников “АвтоВАЗа” и вовсе невозможно.

На собрание пришел отставной председатель совета директоров Владимир Каданников. Его благодушное настроение не нарушила даже дама-акционер, которая пыталась помешать председателю собрания объявить голосование за новых членов совета. “Давайте сначала проголосуем за отставку [Каданникова]!” — выкрикивала она, доказывая окружающим, что с завода уходит команда, создавшая его, а это неправильно. “Даже не дали посмотреть в лицо тем, кого избираем”, — возмущалась в кулуарах собрания пенсионерка Нина Алексашенко, владелица 44 акций “АвтоВАЗа”, работавшая на заводе с 1968 г.

Само голосование заняло минут 20. По итогам в совет вошли представители государства: три представителя Внешторгбанка (Василий Титов, Валерий Лукьяненко, Андрей Пучков), два представителя “Рособоронэкспорта” (Владимир Артяков и Игорь Есиповский), глава Роспрома Борис Алешин и гендиректор ООО “Кате” Максим Нагайцев, чья компания считается дружественной “Рособоронэкспорту”. Совет, как и ожидалось, возглавил замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков. На первом же заседании совет переизбрал и гендиректора “АвтоВАЗа”. Им стал 45-летний Игорь Есиповский, глава одного из департаментов “Рособоронэкспорта”.

Каданников отказался обсуждать отставку. Зато первую пресс-конференцию в новом качестве дали члены совета директоров. На ней новый гендиректор объявил, что хочет разобраться в отношениях с иностранным партнером “АвтоВАЗа” — General Motors. “Ситуацию на совместном предприятии [”АвтоВАЗа“и GM] надо тщательно изучить. Но после предварительного изучения мы остались не удовлетворены экономической ситуацией на предприятии. Последние месяцы оно работает с нулевой или отрицательной рентабельностью“, — рассказал Есиповский. По его словам, вопросы, связанные с СП, планируется рассмотреть на ближайшем заседании совета директоров. «АвтоВАЗ» делает 80% деталей для СП, а прибыли нет — надо изучить, почему”, — объясняет причину недовольства источник, близкий к руководству “Рособоронэкспорта”.

Совместное предприятие GM и “АвтоВАЗа” — первый проект в нашем автопроме с участием иностранцев. Переговоры о его создании тянулись целых четыре года — до лета 2001 г., а опекал проект лично Каданников. В итоге в ЗАО “Джи-Эм АвтоВАЗ” GM и “АвтоВАЗ” получили по 41,5% акций, а ЕБРР — 17%. Сначала партнеры вложили $330 млн, причем “АвтоВАЗ” внес здание, патенты и станки, а к осени 2002 г. выложили еще почти $200 млн.

Проектная мощность СП — 102 000 машин в год. В 2004 г. собрано 55 150 автомобилей Chevrolet Niva, в 2005 г. начат серийный выпуск Chevrolet Viva на базе Opel Astra.

Справедливы ли обвинения Есиповского, эксперты до конца не понимают. Алексей Демкин из банка “Траст” констатирует, что в 2004 г. СП было прибыльнее самого “АвтоВАЗа”: выручка завода по МСФО составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль — 4,57 млрд руб., т. е. рентабельность не превышала 2,8%. Выручка СП — 13,463 млрд руб., чистая прибыль оценивается “Трастом” в 1,378 млн руб. То есть рентабельность СП — 10,2%. Но у аналитика “Уралсиба” Кирилла Чуйко другие данные: выручка СП — около 24,679 млрд руб., чистая прибыль — 950 млн руб., т. е. рентабельность — 3,8%. Но в 2005 г. дела могли идти хуже, ведь проект Chevrolet Viva фактически провалился, признают оба эксперта. Пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уоллис отказался комментировать нынешнюю ситуацию, так же поступили представители General Motors в американском, европейском и российском офисах.

Между тем смена собственника “АвтоВАЗа” может привести и к смене владельцев СП. Прежде Каданников рассказывал, что GM может выйти из проекта, если у “АвтоВАЗа” сменится собственник, а по сведениям Financial Times, и у американского концерна есть возможность выкупить долю “АвтоВАЗа” в СП за $100 млн, если автозавод отойдет новому акционеру. Впрочем, глава Роспрома и член совета директоров “АвтоВАЗа” Борис Алешин вчера заявил, что “то, что пакет акций «АвтоВАЗа» продан, — лишь слухи. Этот вопрос [выкуп акций] можно отнести на попозже”. А государство лишь “предоставило эффективный менеджмент заводу”.

“Отечественной ласки со стороны государства” не хватало автопрому в последние годы, убежден Алешин. По его словам, он уже направил правительству и президенту свои предложения по развитию отечественного автопрома и “АвтоВАЗа”. Концерн должен разработать две новые платформы автомобилей классов В и С и организовать производство семейств двигателей объемом до 2 л, говорится в программе, подготовленной Алешиным. По оценке Алешина, “АвтоВАЗу” на все его программы нужно около $5 млрд и это финансирование может быть предоставлено государством в виде госгарантий по кредитам, финансирования по федеральным программам. “Долг «АвтоВАЗа» перед государством также может быть конвертирован в инвестиции”, — добавил он.

“Вкладывать $5 млрд в «АвтоВАЗ» можно только в доле с иностранным партнером. Я не уверен, что «Рособоронэкспорт» сможет эффективно израсходовать эти деньги”, — возражает старший аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. Он считает, что сейчас руководству нужно будет вплотную заняться сокращением издержек и перекрытием каналов необоснованных цен на комплектующие и автомобили. “Рособоронэкспорт” специализируется на торговле оружием и военной техникой, а автостроительный бизнес — это совсем другое, напоминает руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. “Но «Рособоронэкспорт» ближе к государственным деньгам, чем любая другая автомобильная компания”, — напоминает он.

Оборонщики начали с GM

Директор “АвтоВАЗа” проверит, нужен ли заводу такой партнер

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Анжела Сикамова

Елизавета Осетинская

Ведомости

23.12.2005, №242 (1523)

Ведомости

*