В Европе не принято, как у нас, провожать 31 декабря старый и встречать Новый год. Переход стрелки, который в России сопровождается салютом из шампанского, европейцы воспринимают как обычную часовую смену. Главный праздник для Старого Света – это Рождество Христово. Именно по этому поводу в ночь с субботы на воскресенье здесь и будут веселиться. В каждой стране Рождество отмечают по-разному, но всюду есть главные герои праздника – европейские аналоги Деда Мороза. Правда, в последние годы у этих популярнейших персонажей появились конкуренты. Например, Святого Николая в Скандинавии все чаще заменяет Соломенный козел.

Это гигантское соломенное чучело скандинавы сожгут в рождественскую ночь.

Костер для суперкозла

Нет в Скандинавии более консервативного праздника, чем Рождество. Однако в последние годы и здесь видны изменения. Настоящим шоком для шведских консерваторов, к примеру, стало решение короля допустить к празднику бойфрендов двух принцесс и подружку принца. Подобного нарушения традиции – на Рождество собираются вместе лишь самые близкие родственники – в скандинавских монарших домах прежде еще не бывало. Удар по устоям нанесли и общественные учреждения: соображения политкорректности заставили тысячи школ и детских садов в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции отказаться от обычных постановок на тему рождения Христа и заменить спектакли на более светские действа, например, о приключениях местного Санта-Клауса.

Рождество меняется, оставляя в прошлом былые обычаи, но людям так хочется стабильности, что приходится создавать новые, в том числе – извлеченные из седой дохристианской древности. Так, место Санта-Клауса, под чьей маской столетиями скрывается Святой Николай, все решительнее занимает Соломенный козел. Во времена викингов повозку Тора – главного бога древнего скандинавского пантеона – волокли два могучих козла. Христианство низвергло Тора, однако пощадило скромных и рогатых служителей древнего культа. На европейском Севере они долгие столетия выполняли роли Дедов Морозов, разнося благовоспитанным детям подарки и пугая непослушных малышей своим зверским видом. Самым доступным маскарадным костюмом в крестьянских домах была солома – в нее и рядились доморощенные актеры. В раннем христианстве появилась еще одна традиция, использовавшая все тех же безотказных козлов. Церковь вспомнила о недобитых идеологических врагах и превратила их в дьяволов. Вступать в новый год следовало очищенными от скверны: соломенным козлам стали устраивать ритуальные сожжения.

В декабре по всей Северной Европе – от Дании до Финляндии – воздвигаются огромные чучела этого пережитка прошлого. Причем командующим рогатой армии который год подряд является гигантский козел из шведского города Евле. Городские власти и предприниматели охотно финансируют это чудо парковой архитектуры стоимостью более чем в 50 тыс. долларов. В 1985 году 12-метровый козел из Евле попал в Книгу рекордов Гиннесса. С тех пор он становился лишь выше и выше. Нынешний достигает высоты в 17 метров. На создание чучела ушло более трех тонн соломы.

С появлением Соломенного козла на городской площади Евле в 1966 году сама собой родилась и еще одна современная рождественская традиция: сотни любителей острых ощущений собираются сюда под Рождество со всего мира с одной-единственной целью – сжечь чучело. До Нового года чудо соломенного искусства за всю историю своего сорокалетнего существования доживало лишь семь раз. В остальных случаях вандалам удавалось преодолеть полицейскую и любительскую охрану, обмануть камеры видеонаблюдения и незамеченными подпалить суперкозла. В него пускали горящие стрелы, метали факелы, пуляли осветительными ракетами, давили автомашинами – и почти всегда злоумышленники уходили от ответственности.

Гвоздь стола – жареный гусь

В Германии священную ночь принято проводить в семейном кругу. Этой традиции много веков, но с течением лет она не нарушается. Более того, в каждой немецкой семье рождественская ночь каждый год напоминает ту, которая была в предыдущем. И в этой повторяемости – счастье незыблемости жизненных устоев и прелесть праздника: так было, так есть и так будет.

Для типичного представителя «среднего класса» Гюнтера Краузе, специализирующегося на реализации косметических новинок, Рождество всегда начинается первого декабря. Тогда Гюнтер и его жена Элис вывешивают для каждого из четверых своих отпрысков специальные календари с 24 кармашками. В каждом – свой маленький вкусный сюрприз: шоколадка, леденец, жевательная резинка… Тут главное – не опережать события и не вскрывать ничего раньше времени. А то Вайнахтсман, клон нашего Деда Мороза, может уже после Рождества, на Сильвестр, т.е. 31 декабря, вместо мешка удовольствий принести для ослушников целый пучок розог.

Пара подоконников в двухэтажном особняке Краузе украшаются особыми венками. В каждом – четыре свечи, символизирующие выходные дни, то бишь Адвенты. В первое воскресенье Теодор, старший сын, торжественно зажигает самую большую. А когда семилетняя София поднесет спичку к последней, тоненькой и короткой, все уже будет подготовлено к тому застолью, которое, как правило, организуется сугубо для своих.

В семействе Краузе не сомневаются: это Рождество будет отмечено так же славно, как и прежде. Утром 24 декабря все отправятся на богослужение. А по возвращении из кирхи начнется шумная и радостная раздача подарков. Глава дружной семьи в этот раз расщедрился на полторы тысячи евро. Ужин традиционно начнется с аперитива. А после обязательного картофельного салата, под аплодисменты взрослых и поощрительный свист ребятни, внесут традиционного полупудового жареного гуся. Закончится же вечер рождественской песенкой, исполненной дружным семейным хором.

Два миллиарда на подарки

В ночь с 24 на 25 декабря, называемую еще «Вигилией», в дома жителей Польши заглядывает Святой Николай, подозрительно напоминающий нашего Деда Мороза, и оставляет под елочкой подарки для всех членов семьи. Беспристрастная статистика констатирует, что в прошлом году поляки потратили на «вигилийные» подарки около 7 млрд. злотых (по сегодняшнему курсу – более 2 млрд. долларов). Проведенные недавно соцопросы показали, что среднестатистический пан Ковальский выделит в нынешнем году на презенты близким около 260 злотых (примерно 85 долларов). Не мудрствуя лукаво, Святой Николай оставит под елочкой в каждом втором случае – косметику и сладости, для 40% поляков подарком будет одежда, для 35% – игрушки. И тут весьма кстати окажется помощь банков. В нынешнем году на покупку праздничных подарков польские банки выдадут в два раза больше кредитов, чем в году минувшем, – примерно 5 млрд. злотых.

По старой традиции, на праздничном столе каждой польской семьи должно быть двенадцать блюд, в числе которых блины, квашеная капуста, грибы всех видов, пельмени и, конечно, рыба, т.н. «вигилийный карп». Готовят его поляки так, что пальчики оближешь.

Поскольку Польша – страна консервативно-католическая и религиозные традиции здесь до сих пор необычайно сильны, встреча Рождества Христова из года в год проходит по практически неизменному сценарию. До полуночи проводится благочинное восславление Христа и его матери Марии со вкушанием постных продуктов и возносятся хвалы Творцу, а с наступлением нового дня можно и разговеться. По славянскому обычаю лучше всего для этого подходит «беленькая».

Все поляки, с кем корреспонденту «НИ» довелось говорить о Рождестве, единодушны в том, что не Новый год, но именно «Вигилия» наиболее крепко отложилась в их памяти с детства: таинство Божьего рождения, собравшаяся за одним столом семья, предшествующее празднику украшение елки – все это самые яркие и незабываемые воспоминания.

Кстати о елке. В нынешнем году в Варшаве возведена (именно возведена, а не установлена) самая большая в Европе искусственная елка. Высота ее 73 метра, а общий вес конструкции превышает 40 тонн. Для ее иллюминации использовано более 22 тысяч лампочек.

Чтобы Святой Николай никого не обошел своим вниманием, власти страны приняли решение организовать праздник и в приютах для бездомных – здесь его встретят более 25 тыс. человек. И для каждого обездоленного у польского Деда Мороза найдется подарок.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм, Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин, Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

23.12.05

пятница

«Новые Известия»

***