Сразу после избрания на этот пост он дал интервью «РГ», в котором заявил: «Это никакая не национализация, потому что мы не собираемся менять структуру собственности, скупать акции. Но заводу, так давно не видевшему государственной ласки, эта помощь стала жизненно необходима». Артюков также сообщил, что не исключает возможности снижения отпускных цен на продукцию «АвтоВАЗа». >>>

Российская газета | Владимир Владимирович, вы возглавили совет директоров в то время, когда продукция завода — автомобили «Жигули» — не выдерживает конкуренции даже с подержанными иномарками. Значит, рассчитываете решить эту проблему?

Владимир Артяков | Для начала нужно будет поработать над качеством поставляемых партнерами комплектующих. С этим здесь сложилась большая проблема. Поставщиков мы знаем, контроль усилим. Дальше будем смотреть, как работает сервисная сеть, решать проблемы с кредитованием и многие другие вопросы, которые еще предстоит наметить.

РГ | Однако неконкурентоспособная продукция не может оставаться в той ценовой «вилке», что и та, которая пользуется спросом. Эксперты давно советуют снизить отпускные цены на «ВАЗы». Пойдете ли вы на этот шаг?

Артяков | Надо посмотреть структуру себестоимости автомобиля и тогда уже принимать решение. В принципе такую возможность мы не исключаем. Но сегодня я бы еще не стал делать заявлений о повышении или понижении цен. Как лучше поступить, покажет время.

РГ | В мае 2005 года АвтоВАЗ принял решение снизить выпуск авто с 727 до 700 тысяч машин в год. Намерены ли вы его исполнять?

Артяков | Это была вынужденная мера в тот момент, когда рынок несколько разрегулировался. В принципе мы собираемся не снижать выпуск машин, а для начала — сохранить прежний объем и со временем начать его наращивать.

РГ | «Волги» и «Москвичи» уже давно сдали свои былые позиции, с «ВАЗами» тоже большие проблемы. Неужели разговоры о создании отечественного народного автомобиля так и останутся разговорами?

Артяков | Создать такой автомобиль — одна из главных задач в нашей долгосрочной и среднесрочной перспективе. Как она будет решаться конкретно, пока сказать не готов. Но это будет новая платформа.

РГ | В совете директоров половину мест заняли представители госструктур. Это что, тихая национализация автогиганта?

Артяков | Это никакая не национализация, потому что мы не собираемся менять структуру собственности, скупать акции. Но заводу, так давно не видевшему государственной ласки, эта помощь стала жизненно необходима.

РГ | И в какую сумму для бюджета эта ласка может вылиться?

Артяков | Мы запросили пять миллиардов долларов до 2010 года. Окончательного ответа еще не получили, но надеемся, что нам не откажут.

РГ | Владимир Владимирович, а зачем государству нужна такая головная боль, как вытаскивание отставшего от своего времени негосударственного завода?

Артяков | Это последняя надежда вытащить отечественный автопром из провала. Иначе в скором времени этот провал станет уже окончательно необратимым.

РГ | Будем покупать импортные машины. Что в этом плохого?

Артяков | Вы что, предлагаете отдать рынок в миллион автомобилей в год в чужие руки? Такого подарка не заслуживает ни один из наших конкурентов. Государство должно оставить эту нишу для своих людей, их руками сделать собственный автомобиль.

РГ | Но некоторые автозаводы буквально возродились, собирая чужие машины, и теперь процветают.

Артяков | Не забывайте, что АвтоВАЗ — предприятие градообразующее и от него зависят судьбы сотен тысяч людей. Есть еще и поставщики с их сотрудниками и семьями. А если упор сделать только на сборку, пришлось бы основательно урезать штат. На это мы не пойдем.

РГ | А что, кстати, будет с прежним менеджментом и коллективом завода?

Артяков | Коллектив никто трогать не собирается, и я хотел бы это особо подчеркнуть. С менеджментом по каждой конкретной кандидатуре вопрос будет решаться отдельно. Многих мы будем рады видеть в наших рядах. Но с кем-то придется расстаться.

РГ | Первые «Жигули», собиравшиеся еще под контролем итальянцев, были в самом деле хорошими машинами. Многие на них благополучно отъездили не один десяток лет. Но стоило заграничным специалистам уйти с завода, как качество, можно сказать, рухнуло на глазах. Теперь вы собираетесь все делать отечественными силами или тоже прибегнете к иностранной помощи?

Артяков | АвтоВАЗ и сам высокотехнологичен, обладает гигантским потенциалом технических руководителей, так что мы в этом не нуждаемся.

РГ| И председателем совета директоров, и генеральным директором стали представители «Рособоронэкспорта». Отчего это гражданский автопром взялись поднимать военные?

Артяков | Сегодня в России есть только два производства, где можно было бы похвастаться высокотехнологичной продукцией. Это частично машиностроение и в основном — оборонка. Так что у нас в этом деле есть опыт.

РГ | Владимир Владимирович, а с чем связано такое масштабное усиление охраны предприятия накануне и во время внеочередного собрания акционеров? Вы чего-то опасались?

Артяков | Как показывает практика проведения подобных мероприятий, каким было наше, это не лишние меры. Мы никого не боялись, но ситуация у нас в стране в этом плане не самая спокойная.

Между тем

Вчера все ключевые посты в совете директоров АвтоВАЗа заняли представители государственных структур. Таково решение внеочередного собрания акционеров.

Генеральным директором ОАО «АвтоВАЗ» назначен руководитель департамента ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Есиповский, председателем совета директоров избран замгендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков. В совет директоров АвтоВАЗа также вошли: глава Роспрома Борис Алешин, по три представителя от автозавода и от Внешторгбанка, а также представители от ОАО «АВВА», ООО «Кате» и миноритарных акционеров.

После собрания новый гендиректор Игорь Есиповский не стал делать каких-либо программных заявлений, но сообщил: «Для людей, работающих на АвтоВАЗе, массовых изменений не будет. Заметной получилась и реплика Есиповского о том, что АвтоВАЗ, как сообщает ИТАР-ТАСС-Урал, не удовлетворен работой с американской компанией General Motors и отношения с ней требуют пересмотра.

В области с надеждой обсуждают масштабные планы по коренным преобразованиям на предприятии.

— Была угроза резкого сокращения рабочих мест и отказа от содержания непроизводственной сферы, — рассказал корреспонденту «РГ» мэр Тольятти Николай Уткин, — но, насколько я знаю, резких изменений не произойдет. Мы с оптимизмом смотрим на приход новой государственной команды.

Подготовили Игорь Велетминский, Андрей Имуков

Ирина Кобылкина

Дата публикации 23 декабря 2005 г.

«Российская газета»

*