Вчера в самарском областном арбитражном суде состоялось предварительное заседание по иску облпрокуратуры к ОАО «Авиакомпания «Самара». Прокуратура требует признать недействительным договор об объединении ОАО «АэроВолга» с авиакомпанией «Самара», после заключения которого в 1997 году «Самара» провела допэмиссию акций, в результате чего доля государства в уставном капитале компании была размыта с 51% до 46,5%. Аналитики связывают этот процесс с намерением государства в будущем году продать свой пакет акций самарской авиакомпании. >>>

Фото: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕНКО

Вчера в самарском областном арбитражном суде состоялось предварительное заседание по иску облпрокуратуры к ОАО «Авиакомпания «Самара». Прокуратура требует признать недействительным договор, заключенный между ОАО «Авиакомпания «Самара» и ОАО «АэроВолга» об объединении двух компаний, и «применить последствия недействительности сделки». В 1997 году ОАО «АэроВолга» и ОАО «Авиакомпания «Самара» заключили договор о присоединении «АэроВолги» к «Самаре». Процедура слияния предусматривала выпуск допэмиссии акций «Самары», в которые были конвертированы ценные бумаги «АэроВолги». В результате проведения допэмиссии госпакет в «Самаре» был уменьшен с 51% до 46,49%.


Ъ ОАО «Авиакомпания «Самара» является преемником Куйбышевского авиационного отряда, который был основан в 1961 году. В 1993 году на базе Куйбышевского объединенного авиаотряда было образовано ОАО «Авиакомпания «Самара». В прошлом году «Самара» стала членом альянса авиаперевозчиков России AiRUnion (также в холдинг входят «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), ОАО «Авиакомпания «Омск-авиа» и ОАО «Сибирская авиатранспортная компания» («Сибавиатранс»). В «Самаре» работает более 1,5 тыс. человек. По данным СКРИН, уставной капитал авиакомпании составляет 4,57 млн рублей. Основными акционерами являются Министерство имущественных отношений РФ — 46,49%, KrasAir — 39,3%, прочие — 14,17%. Компания эксплуатирует 29 самолетов, в том числе девять Ту-154M. Выручка компании в 2004 году составила $49 млн.


В прокуратуре, которая в судебном процессе выступает в защиту государственных и общественных интересов, сочли, что данный договор был заключен в нарушение действующего законодательства, поскольку пакет акций в размере 51% находился в федеральной собственности, и решение об управлении и распоряжении акциями должно было приниматься в соответствии с разрешением государства. В прокуратуре считают, что договор «нарушает права Российской Федерации. Такие действия могли совершаться только при сохранении размера доли акций государства».

Помимо признания договора недействительным, в своем исковом заявлении прокуратура просит «применить последствие недействительности сделки», однако в заявлении не прописано, что именно подразумевает эта формулировка. Поэтому в ходе вчерашнего заседания судья предложил представителям прокуратуры уточнить эту часть своих претензий. В свою очередь юристам авиакомпании было предложено предоставить к следующему заседанию отзыв на требования истца.

Руководитель пресс-службы ОАО «Авиакомпания «Самара» Александр Ирдуллин заметил, что «предмет иска неясен, поскольку прокуратура не представила свои уточненные исковые требования, и до того момента, пока юристы авиакомпании не ознакомятся с ними, мы не можем комментировать процесс». На вопрос „Ъ“, почему пакет акций государства оказался размытым, господин Ирдуллин заявил: «Тогда (в 1997 году – „Ъ“) все делалось в строгом соответствии с законодательством, действовавшим на тот момент. В целом этот вопрос разумнее было бы адресовать тогдашнему руководству авиакомпании. Топ-менеджмент, который работал в тот момент, сменился, и теперь сложно как-то комментировать его действия». Об этом же сказала и замгендиректора по связям с общественностью красноярского KrasAir (головная компания AiRUnion) Ольга Трапезникова, которая заявила, что «это — вопрос к прежнему руководству. В то время, когда мы покупали (самарскую авиакомпанию – „Ъ“), все документы были в полном порядке». Также она отметила, что исход процесса не повлияет на положение самарской авиакомпании в структуре авиальянса.

Наиболее вероятно, что применение последствий недействительности сделки подразумевает возврат государству акций, которые оно потеряло в результате допэмиссии ценных бумаг. Аналитики полагают, что данный процесс связан с намерением государства в будущем году продать свой пакет акций самарского перевозчика (авиакомпания «Самара» внесена в план приватизации имущества, которое не используется для функций государства). Наиболее вероятным претендентом на этот пакет считается KrasAir.

Следующее судебное заседание назначено на 23 января 2006 года.

ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВА

САМАРА    №241 от 22.12.2005, ЧТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

***