Самарский завод «Авиакор» выпустил новую модификацию самого популярного отечественного самолета Ту-154. Правда, оценить сверхсовременные технологии авиапрома обычным гражданам не удастся — машина предназначена для особых случаев.

Когда-то на заводе выпускалось по 50 самолетов в год, теперь — 1-2. Изменились и будущие пассажиры. Салонов экономкласса больше нет. Места на борту забронированы для особо важных персон. Одна из машин, например, сделана для руководства ФСБ.

«Министерство обороны для перевозки личного состава тоже хочет приобрести одну или две машины. Мы подписали соглашение с национальной компанией Камеруна о поставке двух машин. Сейчас президент Киргизии Бакиев обратился к президенту Путину с просьбой предоставить ему тоже такой же самолет для президентских перевозок», — рассказывает о заказчиках гендиректор самарского авиазавода Сергей Лихарев.

Первый Ту-154 поднялся в небо почти 35 лет назад. С тех пор на заводе сделано больше тысячи самолетов этой марки. Это редчайший случай не только для российской, но и для мировой авиации.

В середине 70-х пилоты «Боингов» на международных авиалиниях немало удивлялись, когда им приходилось снижаться, чтобы пропустить вперед более скоростной российский самолет. На Ту-154 летали простые пассажиры 30 стран мира и президенты шести европейских государств. 30 лет назад международная летная ассоциация ИКАО вручила этой марке приз «Меркурий» за самую высокую надежность. Проблемы Ту-154 — это шум двигателей и большой расход топлива.

Впрочем, самолет меняется. На этой машине впервые в России установлена новейшая система спутниковой навигации. Аналоги есть только в пяти европейских странах. Потому и программа испытаний впервые включает в себя полеты за рубеж.

«После Нового года начнется второй этап испытаний вплоть до того, что испытания будем проводить в Норвегии и в Финляндии», — говорит начальник летно-испытательной станции завода Юрий Малин. «Всего через 1 час 10 минут после взлета в Самаре самолет уже в Москве», — добавляет он.

Это первая встреча лайнера со своими пассажирами. На стапелях завода осталось еще 7 новых фюзеляжей. После их окончательной сборки новые машины этой марки собираться не будут. Но если учесть, что средний возраст летной жизни составляет 25 лет, время Ту-154 закончится еще нескоро.

Сегодня в небо поднялась 1019-я машина марки Ту-154. Это самый популярный самолет отечественного авиапрома. И если памятник ему — дело будущего, то в книгу рекордов российского авиастроения этот самолет уже вписан.

Андрей Волков

21.12.2005 11:11

Вести.Ru

*