В калашный ряд. Промышленное производство свинины возрождается
В Поволжье делается ставка на крупные свиноводческие комплексы, а не на мелкие хозяйства, как прежде.
После долгих лет жалкого существования начал возрождаться когда-то флагман отечественного свиноводства, который раньше называли «АвтоВАЗом в сельском хозяйстве». Суперкомплекс «Поволжский» на территории тогда еще Куйбышевской области и впрямь не имел к тому времени аналогов во всем бывшем СССР. Строительные работы закончились в самые сжатые сроки, и в 1986 году комплекс был введен в эксплуатацию.
Предприятие изначально взяло курс на замкнутый цикл производства, что в мировой практике считалось залогом успеха. К началу 90-х комплекс вышел на проектную мощность — 36 тысяч тонн свинины в год и одновременное содержание 260-270 тысяч голов.
Глобальные изменения, произошедшие в стране, резко обострили ситуацию. Производство ежегодно шло на спад, и к концу 90-х «Поволжский» практически сам превратился в «консервы». Работники свинокомплекса изо всех сил пытались спасти остатки племенного поголовья, но оно сокращалось неумолимо.
Спасение пришло за счет тендера, проведенного Минсельхозом РФ. Инвесторы, выигравшие его, вспоминают, что тогда комплекс более походил на «послевоенную Европу» — все сломано, разорено, растащено. А стадо свиней составляло всего 5,6 тысячи голов. После выбраковки оно уменьшилось еще почти вдвое — до 3,2 тысячи голов.
Первое, с чего начала новая команда, — расплата по накопленным долгам и возвращение на производство старых опытных кадров. Ежемесячно в комплекс направлялось около 12 миллионов рублей для восстановления производства. Начавшийся рост поголовья оправдал надежды. В 2003 году стадо составляло уже 35 тысяч голов, а сейчас его численность перешагнула за сто тысяч. Сегодня комплекс дает уже около сорока процентов всей свинины, выращенной на предприятиях местного агропрома, обеспечивая сырьем многие перерабатывающие предприятия региона. А в будущем феврале на комплексе должно быть уже 122 тысячи голов свиней, что позволит производить ежегодно двадцать тысяч тонн мяса.
Этому способствовало то, что в самые тяжелые времена работники свинокомплекса не пустили под нож. сохранили отдельные экземпляры элитных производителей и большой банк селекционного материала, накопленный на племзаводе «Гибридный».
Параллельно с мясным свиноводством здесь ведется и племенное. На предприятии создана благоприятная ветеринарная обстановка, накоплен собственный, постоянно обновляемый банк воспроизводства, сформированный от высокопродуктивного поголовья, ведется научно-исследовательская работа по адаптации новейших технологий генетической селекции для выведения племенного поголовья, которое позволит всем желающим разводить более здоровых свиней при наименьших затратах для производства мяса высокого качества.
А такое производство невозможно без соответствующих кормов. Поэтому к ним здесь относятся с особым трепетом. Они готовятся на собственном комбикормовом комплексе по особой рецептуре. Но специалисты не отвергают и зарубежные технологии, периодически консультируясь у своих германских и голландских коллег.
Оборудование производства ведущих европейских компаний позволяет выпускать консервы, полуфабрикаты, колбасные изделия, ветчину, паштеты. Масштабная реконструкция мясокомбината идет полным ходом. К лету следующего года он выпустит свою первую товарную продукцию, рассчитанную на все слои населения, А так как мясокомбинат намерен работать практически только на собственном сырье, это позволит снизить себестоимость продукции.
Так что будущее самарского промышленного свиноводства видится весьма оптимистичным, особенно в условиях, когда российский рынок мяса и мясопродуктов имеет тенденцию к росту. Этому, несомненно, способствует и то, что государство ввело квоты на ввоз импортного мяса, что сильно поддерживает отечественного производителя.
В соседней Ульяновской области сейчас тоже начали уделять большое внимание развитию этой отрасли. Недавно в областной администрации состоялось обсуждение проекта строительства в регионе крупного свинокомплекса. В его создание столичные инвесторы планируют вложить более 100 миллионов евро. В этом случае в Ульяновской области на площади в 50 тысяч гектаров появится крупный комплекс на 280 тысяч голов единовременного содержания. Период реализации проекта — в пределах трех лет. Планируется, что комплекс будет построен в Мелекесском районе.
Параллельно будет идти и реконструкция местного мясокомбината, дабы увеличить его мощности в три с лишним раза, обеспечив тем самым переработку всей продукции свинокомплекса.
Недавно ставку на развитие свиноводства и тоже с помощью иногородних инвесторов решила сделать и администрация Пензенской области. Здесь планируется построить свиноводческий комплекс, на котором ежегодно будет производиться десять тысяч тонн мяса. Конечно, на первый взгляд цифра невелика, но для такого небольшого региона, каким является пензенский, вполне достаточная. Тем более что инвесторы намереваются построить еще и мясоперерабатывающее предприятие, и комбикормовый завод.
Словом, в поволжском регионе сейчас ставка делается не на мелкие свиноводческие хозяйства, а на современные заводы по производству свинины. Но если эти мощности все время растут, то в личных хозяйствах волжан свиней становится все меньше.
— Держать свиней на подворье с каждым годом становится все сложнее и сложнее, — говорит жительница села Дубовый Умет Самарской области Галина Кветкина. — И времени они много требуют, и очень больших затрат на содержание.
Домашнюю скотину прежде называли своеобразной крестьянской сберкнижкой. Вкладывая в нее деньги в течение определенного срока, хозяин единовременно получал определенную сумму после реализации мяса или, по крайней мере, обеспечивал им свою семью. Но теперь, когда цены на корма стали беспредельными, такая схема потеряла привлекательность.
Прежде чем откормить поросенка, его нужно купить. Раньше это можно было сделать прямо на свинофермах. Теперь в области их практически не осталось.
— У нас, как правило, кто-то из сельчан содержит «свиномамку» и снабжает желающих поросятами. А наш племсовхоз «Октябрьский», где мы брали их прежде, разорился еще лет пять назад, — рассказывает житель поселка Самарский, что рядышком с областным центром, Илья Кошкин.
Подростковый «пятачок» у частников стоит сейчас не меньше ста рублей за килограмм. На продажу их выставляют только тогда, когда вес достигает минимум десяти килограммов. Обычно приходится брать сразу пару. Во-первых, поросенок может погибнуть от какой-нибудь инфекции, если его вовремя не привить. Это еще 100 рублей на каждую голову. Да и прививка не всегда спасает. А хряку нужна еще и одна дополнительная процедура, что увеличивает расходы. Бывает и так, что наберет «пятачок» два с небольшим пуда и, сколько его ни корми, остается в прежнем весе. Рахит, дескать. Вот и приходится свиноводам подстраховываться.
Вскармливание пары молодых «пятачков» обходится сельчанам не менее чем в 1000 рублей ежемесячно. Поросят необходимо баловать молоком, простоквашей или молочными кашками. А те, кто держат свиней, чаще всего не могут себе позволить одновременно держать еще и корову, поэтому молочная диета влетает в копеечку. На восемь месяцев взращивания, за которые поросята набирают до 70 килограммов, надо запастись кормом. Подрастая, они потребляют все больше и больше еды, а главное блюдо в их рационе — фуражная мука.
Если хозяин — член местного сельхозпредприятия, тогда фураж обойдется ему по 250 рублей за центнер. Но поскольку большая часть сел уже давно лишилась своих коллективных хозяйств, корм приходится закупать в среднем по 300 и более рублей. А центнера такой муки одной свиноголове хватит только на неделю, в лучшем случае на полторы. Зимой, когда нет ни травы, ни овощей, этот срок гораздо короче.
Элементарные подсчеты, проведенные Ильей Кошкиным, показывают, что ежемесячно на двух взрослых свиней нужно в среднем тратить около 2500 рублей. Если эту цифру перемножить на 8-9 месяцев, то получится около 20 тысяч рублей. Закупочная цена на свинину сегодня — около 80-90 рублей. Получается, что с двух особей по 70 килограммов можно получить всего лишь 13 тысяч рублей.
Стоит ли после этого удивляться, что на личных подворьях все реже слышится сытое похрюкивание? Естественно, что в таких условиях поголовье свиней сокращается с каждым годом. Держат крестьяне Борек и Хавроний все больше по привычке, в силу сложившегося менталитета. А потому, действительно, теперь вся надежда только на гигантские свинокомплексы.
«Российская газета» № 287 (3956) от 21.12.2005
*