Игорный бизнес сыграет в ящик
Вчера в Госдуму внесен законопроект о фактическом запрете игорного бизнеса в России – автоматы и казино предложено выселить из Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. В отличие от предыдущих подобных предложений, на этот раз инициатива исходит не от рядовых депутатов, а от людей, занимающих ключевые посты в Государственной думе и во фракции «Единая Россия». Это означает, что шансы на принятие закона весьма высоки и отрасль, дающая более $1 млрд налоговых поступлений и 550 тыс. рабочих мест, может быть действительно ликвидирована.
События вокруг российского игорного бизнеса развиваются стремительно. В понедельник бюджетный комитет Госдумы одобрил решение об удвоении ставки налога на игровые автоматы и об увеличении госпошлины за выдачу лицензий на игорный бизнес в 10 тыс. раз – с 3 тыс. до 30 млн рублей (см. вчерашний номер Ъ). Представители отрасли в ответ заявили, что новые правила оставят в этом бизнесе лишь три-четыре крупные компании. Вчера же выяснилось, что приступ неприязни властей и общественного мнения к отрасли могут не пережить и эти компании.
Шесть парламентариев, занимающих руководящие посты в Госдуме и в «Единой России» (глава комитета по банкам Владислав Резник, по собственности – Виктор Плескачевский, по экономической политике – Валерий Драганов, глава налогового подкомитета Наталья Бурыкина, а также зампреды бюджетного комитета Глеб Хор и Андрей Макаров), внесли на рассмотрение Государственной думы законопроект о внесении изменений в действующий закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проект предусматривает, что деятельность по организации игорного бизнеса «может осуществляться на всей территории Российской Федерации, за исключением городов федерального значения и городов-курортов федерального значения». Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Городов федерального значения в России два – Москва и Санкт-Петербург. Под курортами же депутаты имеют в виду прежде всего Сочи (хотя статус федерального курорта есть еще, к примеру, у городов Зеленоградск и Светлогорск Калининградской области, у Белокурихи Алтайского края). Как заявил Ъ заместитель исполнительного директора Российской ассоциации работников игорного бизнеса Самоил Биндер, в трех названных городах сосредоточено более 80% игорного бизнеса России. При этом, по мнению представителя отрасли, просто переместить заведения в соседние с «запрещенными» территории их владельцы не смогут: «В обустройство заведений вложены миллионы долларов. Люди приходили всерьез и надолго. Невозможно переместить в Вологодскую область Новый Арбат, Таганку или Тверскую». По его словам, перетечь в соседние области сможет только «полубандитский игорный бизнес, эксплуатирующий уличные игровые столбики».
«У городов федерального значения особый статус. В них не должно быть бизнеса, основанного на человеческих слабостях. Также его не должно быть там, куда люди приезжают подправить свое здоровье и отдохнуть,– заявила Ъ один из авторов проекта Наталья Бурыкина.– Пусть у нас будет как в остальном мире. К примеру, как в Китае, где весь игорный бизнес сосредоточен на одном острове Макао». По ее словам, после изучения ситуации депутаты пришли к выводу о том, что социальные последствия от игорного бизнеса важнее, чем доходы от него. «Пусть на месте этих заведений будут булочные, прачечные, швейные мастерские»,– говорит депутат.
По словам другого автора проекта, Виктора Плескачевского, подписывая этот законопроект, он исходил из убеждения, что простым увеличением налоговых ставок проблему ограничения игорного бизнеса не решить. «Наше предложение больше соответствует требованиям общества»,– сказал Ъ депутат. При этом он не исключил, что после выяснения мнения регионов действие запрета может быть распространено и на другие территории.
По оценке Натальи Бурыкиной, шансы на принятие законопроекта «равны 95%», Виктор Плескачевский оценил их просто как «высокие». Представители же бизнеса надеются на президента Путина. «В правовом управлении администрации главы государства сидят профессиональные и разумно мыслящие люди, которые, надеюсь, остановят этот депутатский беспредел»,– полагает Самоил Биндер. Впрочем, надежды представителя отрасли на президента могут оказаться напрасными. Появление под законопроектом подписей депутатов, возглавляющих ключевые думские комитеты, означает, что документ как минимум не вызывает отторжения у администрации. Напомним, что наступление парламентариев на игорный бизнес активизировалось как раз после того, как 27 сентября этого года Владимир Путин в своем телевизионном общении с населением назвал ситуацию с засильем игровых автоматов в городах «нетерпимой».
«Коммерсант» №240 (3324), 21.12.05
***