Булгаков не сдается. “Мастера и Маргариту” Владимира Бортко заранее назвали самым громким телесобытием года
Про “Идиота” даже продюсеры сомневались, что будет большой успех. А вышло — наоборот. Впрочем, как всегда: человек предполагает, а Воланд, шутя в духе главного романа Михаила Булгакова, располагает. Конечно, показ только начался, и хочется верить, что чем-то нас все-таки удивят. >>>
Пока же, на наш журналистски-обывательский взгляд, Бортко проигрывает. Правда, не всухую. Одно очко он уже заработал — прямым попаданием в образ Бездомного. Из первых серий Галкин — лучшее, что в них есть. В этом сходятся все: и те, кому в общем понравилось, и те, кому даже стало как-то неловко за такого мастера экранизаций, как Бортко.
Экранизацию “Мастера и Маргариты” сейчас, наверное, обсуждают везде. И не одна тысяча рук потянулась к книжной полке, чтобы открыть первоисточник. Накануне эфира режиссер публично, на пресс-конференции, пообещал, что ни одна буква из романа не пропадет. И только ленивый не сбился со счета, если взял в руки книгу и сравнивал, что пропало, а что нет. Правда, все культовые фразы вроде наличествуют. А вот с описательной частью — сложнее. Причем со второго же предложения. В котором Берлиоз в оригинале “приблизительно сорокалетний”, а на экране мы видим Александра Адабашьяна, отметившего в этом году шестидесятилетний юбилей. На этом фоне спортивная кофта Галкина против ковбойки Бездомного — сущий пустяк…
Что ж, приглашаем к дискуссии.
Оксана ПУШКИНА, телеведущая:
— Фильм меня не разочаровал. Часто бывает, что после прочтения какого-то произведения кинопостановку смотреть очень сложно, неинтересно. А “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко меня нисколько не раздражал, я не выключила телевизор. Более того, мне понравилось. Думаю, что актерский состав очень правильно подобран. Актерские работы меня поразили: они очень органичные и вместе с тем — неожиданные. Прекрасные Безруков и Басилашвили. Другие актеры тоже хорошо играют. Ведь почти все они — герои моих программ, и я стараюсь следить за их судьбой. Да и с Владимиром Бортко мы знакомы почти двадцать лет. Так что во время просмотра я оказалась почти что в кругу своей семьи.
Владимир МОЛЧАНОВ, телеведущий:
— Ожидал премьеру с нетерпением и некоторой опаской. Опаской — потому что еще ни разу в жизни не видел воплощение, достойное первоисточника. А сериал Бортко, на мой взгляд, лучше с книгой не сравнивать.
Скажу честно, смотрел с интересом. Прошли уже две серии, но пока воздержусь от однозначного мнения. Потому что сцены с Маргаритой пока впереди, и основная динамика произведения еще не показана. Из очевидных удач сериала могу выделить Александра Филиппенко в роли Азазелло и Владислава Галкина, сыгравшего Ивана Бездомного. Произвела впечатление музыка Игоря Корнелюка. А вот мой любимый Басилашвили как Воланд вызывает сомнение. Неудачными получились и исторические сцены с Понтием Пилатом.
Следующие серии посмотрю обязательно.
Максим ДУНАЕВСКИЙ, композитор:
— Первые две серии в целом произвели благоприятное впечатление: вполне добротная работа. Актеры, на мой взгляд, удачно приглашены на роли. Но не все. Отличное попадание — Александр Панкратов-Черный. Именно таким я и представлял себе Степу Лиходеева!
А вот музыка — одно из самых слабых мест в сериале. Ни юмора, ни философии! Это же самое важное для музыки в экранизации такого романа. Нужно было масштабнее показать время. На мой взгляд, Игорь Корнелюк пошел очень странным путем. Он взял музыкальные идеи фильма “Омен”. А это очень старые идеи. Корнелюк — человек с консерваторским образованием, мог бы и это учесть. Не подумайте, что я считаю его плохим композитором и не уважаю в нем профессионала. Возможно, “Мастер и Маргарита” — просто не для него.
Еще кот Бегемот получился не слишком удачным. За такие деньги, которые выделили на фильм, можно было сделать не кукольного кота, а обратиться к качественным компьютерным эффектам.
Московский Комсомолец
от 21.12.2005
Отдел кино и телевидения.
***