Стране нужны солдаты. Подготовлен законопроект, предлагающий за уклонение от призыва в армию наказывать семью годами тюрьмы
Вчера депутат Государственной думы от фракции «Единой России» генерал-майор в отставке Николай Безбородов предложил ужесточить наказание для уклоняющихся от воинской службы призывников, подняв планку с двух до семи лет лишения свободы. Законопроект уже подготовлен, одобрен, по словам Безбородова, правительством и должен быть рассмотрен депутатами уже в январе.
Всеобщая воинская обязанность — одна из самых острых проблем современной России. Причем это прежде всего проблема армии, нежели молодых россиян, многие из которых пытаются «откосить» от срочной службы любыми способами.
Данный факт вынужден признать сам Безбородов, считающийся чуть ли не главным «ястребом» нынешней Думы. «Масштаб разрушительных процессов в армии и воинской дисциплине достиг ненормального уровня, — заявил Безбородов «Газете». — Столь жесткие меры могут навести порядок в армии, но в комплексе с целым рядом других мер: воспитательной работе с молодежью, поднятием уровня военно-учебной подготовки в частях. В советское время не было желания уклоняться, тогда пройти армейскую службу для молодого человека было честью».
Это заявление таит в себе очевидное противоречие: генерал констатирует катастрофическое падение авторитета армии, но вину и ответственность за это фактически возлагает на молодое поколение. Именно так расценило большинство экспертов «Газеты» предложение ввести семилетнюю уголовную ответственность за уклонение от призыва (и, кстати, за дезертирство тоже, хотя по сути это очень разные по степени тяжести преступления).
Пик современного российского «уклонизма» пришелся на осень 1999 года, разгар второй чеченской кампании, когда (только по официальным данным) было выявлено почти 50 тысяч молодых людей, не желающих служить в армии.
В прошлый весенний призыв таковых выявили 18 тысяч. По итогам же всего 2004 года в целом по стране не пожелали исполнить свой гражданский долг порядка 35 тысяч молодых людей.
Кроме того, по различным данным, сегодня в России числится от 3 до 7 тысяч солдат срочной службы, самовольно оставивших срочную службу. То есть дезертиров.
Реформа по Безбородову подразумевает в каждом подобном случае возбуждение уголовного дела со всеми вытекающими последствиями. Но вряд ли отечественная судебно-следственная машина справится с дополнительной нагрузкой.
Сегодня в местах лишения свободы находятся приблизительно 900 тысяч человек. Из них около 150 тысяч под следствием. При этом политика государства направлена на снижение числа заключенных и количества возбуждаемых уголовных дел. Этого требуют международные процессуальные нормы, которых придерживается Россия, требуют всемирные гуманитарные организации, начиная с соответствующего комитета ООН, и этого требует, наконец, элементарный здравый смысл.
Ужесточение УК, предложенное депутатом-генералом, мало того что предполагает арест каждого выявленного «уклониста» (так как административных мер у Безбородова просто не предусмотрено), оно предлагает двигаться в прямо противоположном направлении. Ежегодно в России возбуждается миллион с лишним уголовных дел, и лишь около трети из них доходит до судов первой инстанции. Иными словами, при нынешнем состоянии дел вряд ли кто всерьез будет заниматься расследованием дел «уклонистов» и дезертиров.
Первыми, кто воспротивится, скорее всего, будут судьи, которые и без того завалены работой сверх меры. Не говоря уже о том, что СИЗО в стране переполнены и людям приходится ждать приговоров в некоторых случаях по несколько лет.
Инициатива Николая Безбородова выглядит тем более странно, что уголовное наказание за уклонение у нас уже существует: статья 328 УК, часть 1-я. Пока неофициальная статистика по ней за этот год свидетельствует, что до суда дошло менее ста дел (из 35 тысяч официально выявленных «уклонистов»). То есть статья не работает даже в нынешнем мягком виде.
В общем, инициатива странная — не считать же ее лоббистской акцией, направленной на повышение роли военкоматов на теневом рынке отсрочек от армии…
Есть и второй, не менее важный момент, который Николай Безбородов, судя по всему, не учел. Главным оппонентом генералу выступит Союз комитетов солдатских матерей России. Это на сегодняшний день единственная общественная организация России, которая имеет реальное влияние на политиков. Представители этой организации вхожи в коридоры самой высокой власти, и к мнению их лидеров чиновники во многих случаях вынуждены прислушиваться.
Реальное влияние «солдатских матерей» основано прежде всего на том, что они защищают самое важное для любого человека — детей. Вряд ли эта организация, которая не испугалась войны в Чечне и жесткого давления прокуратуры и военных, сдаст без боя свои позиции.
Законопроект, ужесточающий наказание за дезертирство и «уклонизм», был предложен Безбородовым еще два года назад. Он не дошел даже до первого чтения. Тогда Валентина Мельникова, лидер Союза комитетов солдатских матерей России, заявила, что он направлен лишь на запугивание военных и призывников, не решая реальных проблем. К мнению гражданских «матерей» присоединились и некоторые военные.
«Конечно, за «уклонизм» наказание необходимо. Но запретительными мерами ничего не решишь. Люди все равно не пойдут служить, даже под страхом уголовного наказания. Правильнее было бы сосредоточиться на создании условий, которые сделают службу в нашей армии привлекательной», — заявил «Газете» генерал-полковник, бывший командующий Центральной группой советских войск в Чехословакии Эдуард Воробьев.
Уклонение от службы в армии приравняют к грабежу
Сейчас уклонение от прохождения военной службы (ч. 1 ст. 328 УК РФ) относится к нетяжким преступлениям. В качестве наказания за него предусматривается штраф (от 200 МРОТ до реального заработка осужденного за пять месяцев), арест сроком от 3 до 6 месяцев, а также лишение свободы на срок до 2 лет. Как показывает практика, за уклонение от службы российские суды обычно приговаривают призывников либо к штрафам, либо к условным срокам. Показателен пример жителя Новгородской области Андрея Доценко. В 2002 году Окуловский райсуд приговорил его к году лишения свободы условно. Призывник подал кассационную жалобу, и Новгородский облсуд смягчил наказание — юноша был оштрафован на 10 тысяч рублей.
Если верхняя планка наказания за уклонение от военной службы поднимется до 7 лет лишения свободы, это преступление автоматически перейдет в категорию тяжких (для них установлена вилка в 5-10 лет лишения свободы). К этому виду преступлений относятся, к примеру, кража в особо крупном размере, мошенничество, грабеж, незаконная банковская деятельность, участие в массовых беспорядках, хулиганство с применением оружия, взяточничество и дезертирство с оружием.
19.12.2005 / Айдар Бурибаев, Марат Хайруллин
Материал опубликован в «Газете» №241 от 20.12.2005г.
***