На президентских выборах в Боливии победил 46-летний Эво Моралес. Во время воскресного голосования он набрал 51% голосов и стал первым в истории страны президентом, представляющим коренное население. 60% боливийцев — индейцы, однако в прошлом страной управляли лишь потомки белых переселенцев из Европы. Эво Моралес возглавляет партию МАС («Движение к социализму»), а также профсоюз производителей коки. Его основным соперником был выучившийся в США белокожий боливиец, лидер правой коалиции 45-летний Хорхе Кирога. Он набрал 31% голосов. >>>

Эво Моралес родился в нищей семье индейцев аймара. В детстве от голода он собирал апельсиновые корки, выброшенные из окон автобусов, был пастухом лам, каменщиком, музыкантом. Как и многие крестьяне, выращивал коку, со временем стал лидером профсоюза производителей коки. Он не женат, но имеет двух детей от разных женщин. Моралес не имеет среднего образования, но уже в третий раз участвовал в президентских выборах.

Боливия располагает 1,55 трлн кубометров природного газа, уступая по его запасам на латиноамериканском континенте лишь Венесуэле. Боливия — один из крупнейших мировых производителей олова. В то же время это беднейшая страна континента. Доход четверти боливийцев, а это исключительно индейцы, не превышает одного доллара в день. 20% боливийцев (почти все из них белые) владеют 54% национальных богатств. В середине 90-х годов в стране прошла приватизация. Однако роста прибылей не произошло. Напротив, перешедшая в частные руки газонефтяная компания YPFB стала приносить в казну на треть меньше доходов, чем это было при государственном контроле.

Эво Моралес шел на выборы с обещаниями «вернуть природные богатства в руки государства». Кроме того, он намерен защищать права местных производителей коки. Столетиями боливийские индейцы жуют листья коки, чтобы преодолеть усталость, чувство голода и жажды. Выращивание и продажа листьев коки являются для многих единственным средством к выживанию.

Боливийские законы разрешают выращивать коку на 12 тысячах гектаров «для традиционного использования». Однако США пытаются убедить Боливию сокращать посевы растения, из которого производится кокаин. С середины 90-х годов Боливия была основным поставщиком кокаина в США (до 250 тонн в год). Но в ходе совместного с американцами уничтожения плантаций коки эта цифра упала к 2001 году до 60 тонн. Последние заявления Моралеса о защите плантаторов коки вызвали резкие протесты США.

«Спекуляции безосновательны. Я могу гарантировать, что правительство всегда будет бороться с наркотрафиком, — заявил вчера «Времени новостей» посол Боливии в России Серхио Санчес. — Развивается программа, призванная убедить производителей коки культивировать другие продукты и открывать для них рынки, чтобы обеспечить крестьянам достойную жизнь».

США волнует и отношение Эво Моралеса к природному газу. В октябре 2003 года из страны бежал «отец боливийской приватизации» — тогдашний президент Гонсало Санчес де Лосада. К его падению привели народные протесты по поводу планов поставок в США боливийского сжиженного газа. Этот проект мог бы принести Боливии 25 млрд долл. за 20 лет, обеспечив энергией Калифорнию. Но газ нужно было перевозить через чилийские порты, которые полтора столетия назад принадлежали Боливии. Эти порты были утеряны в ходе войны, страна сегодня не имеет выхода к морю, и многие боливийцы до сих пор видят в Чили врага нации.

С победой Моралеса еще одна страна континента повернула влево вслед за Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной и Уругваем. Большая часть нефти и газа Латинской Америки оказалась сегодня в руках венесуэльца Уго Чавеса и боливийца Эво Моралеса. Оба они не скрывают своего восхищения Фиделем Кастро. Эво Моралес в кармане всегда носит портрет Че Гевары, которого убили в Боливии. Однако директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов в беседе с «ВН» предположил: «Предвыборный радикализм Эво Моралеса ослабнет, и ему придется заниматься реальными проблемами. В отличие от горных районов, где проживают индейцы, богатые углеводородами восточные районы Боливии преуспевают, и там вполне возможен региональный сепаратизм».

Россия вчера поздравлений Эво Моралесу не направила, ожидая официального объявления результатов. Товарооборот между двумя странами микроскопический — 2,3 млн долл. в 2003 году, тогда как экспорт боливийской продукции в США достигает 150 млн долл. в год. Россия проявляла интерес к боливийскому газу. Но, как заявил «ВН» российский дипломат, «политическая нестабильность не способствовала развитию этих проектов».

«Предстоят газовые тендеры, но крупные российские компании к ним интереса не проявляли», — подтвердил «ВН» посол Серхио Санчес. Но, по его словам, Россию интересует металлургия: «На одно из крупнейших в мире месторождений железной руды «Мутун» приезжали представители «Северстали». Тендер там еще не закончен, решение будет принято в течение нескольких месяцев».

Андрей ЗЛОБИН

Время новостей

N°237

20 декабря 2005

Время новостей

***