Европейская аэрокосмическая корпорация EADS (которой на 80% принадлежит концерн Airbus) в минувшую пятницу стала акционером одного из крупнейших предприятий российского авиапрома — научно-производственной корпорации «Иркут». Договор купли-продажи 10% акций российской фирмы был подписан в Москве президентом «Иркута» Олегом Демченко и гендиректором ООО «ЕАДС» (российской «дочки» EADS) Вадимом Власовым. Как заявил журналистам г-н Власов, в тот же день EADS перечислила плату за приобретенный пакет акций — 55 млн евро (65,3 млн долл.). >>>

Он также сообщил, что сделка, как рассчитывает EADS, послужит весомым аргументом в пользу продвижения на российский рынок перспективных европейских дальнемагистральных самолетов А-350, а не конкурирующей американской разработки Boeing-787.

По договоренности между сторонами г-н Власов в ближайшее время будет введен в совет директоров «Иркута». Это решение должно быть принято внеочередным собранием акционеров корпорации «Иркут» не позднее трех месяцев после заключения сделки. В процессе подготовки сделки другое внеочередное собрание акционеров «Иркута» 5 октября 2005 года внесло в устав корпорации изменения, призванные повысить влияние нового акционера на дела компании. Теперь решения о ликвидации корпорации и ее дочерних обществ, банкротстве и заключении договора о стратегическом партнерстве могут быть приняты только при поддержке 90% членов совета директоров (раньше для этого было достаточно простого большинства).

EADS уже развивает с «Иркутом» несколько масштабных совместных проектов. В 2004 году российский концерн заключил десятилетний контракт на поставку EADS комплектующих для лайнеров А-320. Партнеры также занимаются продвижением на западные рынки российского реактивного самолета-амфибии Бе-200. Специально для этого в 2005 году они создали совместное предприятие EADS Irkut Seaplane.

На пятничной церемонии г-н Власов рассказал, что EADS предлагает дополнить сотрудничество еще тремя направлениями. Все они касаются гражданских самолетов, выпускаемых европейским концерном Airbus. «Иркуту» предлагается поучаствовать в выпуске компонентов для проектируемого самолета А-350, коммерческие поставки которого ожидаются начиная с 2010 года. Кроме того, россияне могут быть привлечены к работам по перспективному среднемагистральному самолету, который должен прийти на смену выпускаемому сейчас А-320. Эту новую машину, у которой пока даже нет технического обозначения, Airbus начнет разрабатывать после того, как завершит проект А-350. И наконец, «Иркуту» предлагается участие в программе конвертации «выходящих из обращения» пассажирских А-320 в грузовую версию.

Правда, в ответ EADS ждет от России шагов, выходящих за рамки полномочий руководства корпорации «Иркут». Как заявил г-н Власов, EADS рассчитывает, что в рамках намечающегося совместного бизнеса российское правительство обеспечит принятие решение о закупке «Аэрофлотом» 20—25 самолетов А-350. Контролируемая государством (на 51%) крупнейшая российская авиакомпания сейчас проводит тендер на обновление своего дальнемагистрального флота. Объем предполагаемой сделки оценивается в 2—3 млрд долл. Выбор «Аэрофлоту» предстоит сделать из двух претендентов: А-350 и Boeing-787, который обещает быть несколько дешевле европейского аналога и поступит на рынок на два года раньше (в 2008 году). Г-н Власов дал понять, что покупка А-350 «Аэрофлотом» — это необходимое условие для допуска «Иркута» к участию в производственных программах Airbus и EADS.

Михаил КУКУШКИН

Время новостей

N°236

19 декабря 2005

Время новостей

***