(Прочитав статью «Америка, которую мы потеряли» из нью-йоркской газеты «Новое Руское Слово», невольно делаешь сравнения с нашей, российской, действительностью. «Провайдеры в последние годы вовсю халтурят, избегая капиталовложений в расширение своих сетей и тем самым обрекая нас на низкокачественную связь. Дешевые мелкие провайдеры теснят «больших парней», предлагая низкие цены за интернет-сервис. Но будьте начеку: бывает, что «мелкие ребята» тоже «прячут в кармане фигу». Видите, как все прямо «про нас»?)

Илья БАРАНИКАС

NRS.com

12.16 09:51 am

Америка, которую мы потеряли

Часть II

Это продолжение статьи, опубликованной в «НРСлове» три месяца назад, я написал «идя навстречу многочисленным пожеланиям». На полном серьезе: пожеланий было много. Ностальгия — благодатная почва для журналистского творчества, ностальгию в нашем народе все любят. Или почти все.

Итак, что еще мы потеряли в Америке? Прошлый раз я вспоминал об упадке железных дорог, о закрытии практически всех психбольниц, о почившей в бозе традиционной семье, а также о телевидении, которое когда-то выполняло нужную обществу работу. Сегодня поговорим о других потерях — более современных.

Компьютерная норма жадности

Следующий раздел моего ностальгического исследования, думаю, навлечет на меня критику со стороны электронно просвещенных читателей. «В компьютерной области дела идут все лучше и лучше для нас, потребителей, — скажут они. — Платим мы за компьютеры гораздо меньше, чем, скажем, десять лет назад, а возможности сегодняшних компьютеров несравненно выше».

Безусловно, вы правы, господа. Десять лет назад, говоря об основной памяти компьютера (на его жестком диске), называли величины в мегабайтах, а сегодня речь идет о десятках и сотнях гигабайтов. В современные домашние «пи-си» можно вогнать сколько угодно музыки, фильмов, программных файлов и прочих емких вещей, для которых раньше места было очень мало. На порядок увеличилось быстродействие процессоров. В десятки раз выросла оперативная память компьютеров.

О более давних временах и вспоминать не хочется. Лет двадцать назад, бывало, сидишь за пишущей машинкой с ластиком, копирками, замазками… Ни тебе экрана, на котором можно как угодно менять текст, ни памяти, в которой можно этот текст сохранить на будущее, — чтобы потом, когда возвращаешься к той же теме, можно было использовать старые наработки.

Первые компьютеры, которые мы считали чудом техники, были не только громоздкими и маломощными, но и жутко дорогими. Стоимость их измерялась в тысячах. Сейчас можно за 400-500 долларов купить приличный компьютер с полной периферией, включая принтер. И творить на нем чудеса.

Но бесплатных обедов, как известно, не бывает. Дешевизну «железок» в определенной мере компенсирует дороговизна начинки. Программное обеспечение, заложенное в новый, из магазина, компьютер, сейчас намного беднее, чем десять лет назад. «На халяву» дают только второстепенные, неходовые или дешевые программы, а те, которые действительно нужны (например, программы Microsoft Office), дают в лучшем случае на первые полгода, после чего они автоматически прекращают действовать. Хочешь пользоваться дальше — плати.

К слову, о Microsoft: скажу честно, я испытал злорадное удовлетворение, когда в прошлом году Европейская Комиссия (правительство Евросоюза) оштрафовала эту компанию на полмиллиарда долларов за антиконкурентное поведение. Против этой компании-монополиста возбудили судебные дела многие штаты США, а также конкуренты Microsoft и частные лица. Ведет она себя на самом деле гнусно: силком втюхивает потребителям свою операционную систему Windows, свою интернетовскую программу Internet Explorer, а также новые версии старых программ. Попробуйте, например, открыть файл, созданный в новой версии программы Powerpoint, если у вас установлена старая ее версия, — дудки! Купите у Microsoft новую версию — тогда сезам откроется. То же самое происходит с Microsoft Word и другими программами. Или взять, к примеру, «старую» операционную систему Windows 98, которая, на мой взгляд, куда удобнее «новой» Windows XP: Microsoft принуждает весь мир покупать эту самую XP путем сведения на нет технической поддержки Windows 98.

Ну зачем же нас так беспардонно доить, уважаемый Билл Гейтс? Созданная вами компания и так одна из самых крупных в мире, а вы — богатейший человек на свете. Можно было бы и снизить немного меру жадности. У вас это, правда, называется мерой прибыли.

Жизнь «он-лайн»

Рука об руку с быстрым развитием компьютерных технологий идет стремительный прогресс в сфере интернета. То, что мы сегодня получаем не сходя со стула, показалось бы нам 20 лет назад абсолютно нереальной научной фантастикой. Скорость, с которой мы можем это получить, 10 лет назад никому и не снилась. Ни кабельной интернет-связи, ни DSL в ту пору не существовало (по крайней мере в быту). Интернет был медленным и скудным. Интернет-провайдеров было мало, а цены были значительно выше, чем сейчас. Неограниченное пользование скоростным интернетом за $15 в месяц — кто мог об этом мечтать?

Но и здесь не обошлось без издержек. Провайдеры в последние годы вовсю халтурят, избегая капиталовложений в расширение своих сетей и тем самым обрекая нас на низкокачественную связь. Перегрузка сетей, понятно, не сама собой образовалась, а за счет быстрого роста числа подписчиков — которые платят AOL, Verizon и прочим компаниям деньги. Но ведь насколько краше деньги не расходовать на производство, а пустить себе, родимым, на вознаграждение!

Дешевые мелкие провайдеры теснят «больших парней», предлагая десяти-, а порой даже пятидолларовый (в месяц) интернет-сервис. Но будьте начеку: бывает, что «мелкие ребята» тоже «прячут в кармане фигу». За низкой ценой может скрываться неразвитая сеть местных телефонных номеров для бесплатного выхода в интернет или, скажем, платный отдел обслуживания (Customer Service): каждая минута телефонного разговора с такой службой обойдется вам в два доллара.

Но самое печальное даже не эти фокусы — продукты все той же жадности. Хуже всего то, что уже выросло целое поколение молодежи, которая живет «виртуальной жизнью» вместо жизни реальной. Эти молодые люди живут не в Америке, не в Чикаго или в Лос-Анджелесе, — они живут «он-лайн», т. е. «на линии». Они живут в интернете, в великой и могучей Всемирной сети, сокращаемой в интернетовских адресах как www. Там они смотрят фильмы, слушают музыку, читают книги (хотя чаще всего книг не читают даже там), ищут друзей и подруг, общаются с единомышленниками по интересам, играют в игры, ведут дневники — «блоги»… Для реальной жизни, живого межчеловеческого общения у них не остается ни времени, ни желания, ни смелости: куда легче общаться не глядя никому в глаза.

Слава Богу, кое-кто из молодых избежал этой сравнимой с наркотиками зависимости от интернета и использует его по назначению — как ценный, но подчиненный нам (а не мы ему) инструмент.

***

Если вы, уважаемые читатели, будете снова писать, звонить и говорить мне при личных встречах, что хотели бы продолжить разговор о приобретениях и потерях, я всегда готов. (Таперича, знамо дело, не то, что давеча.) А пока желаю, чтобы в новом году вы не теряли, а только приобретали.

(Фрагмент статьи)

***