Реформа ЖКХ закончилась, так и не успев начаться? Жители Самары не знают, что такое реформа ЖКХ. А те, кто знают, не ждут от нее ничего хорошего и готовятся к росту тарифов
А что у вас? — А у нас на кухне газ. А у вас? — А у нас водопровод. Вот. И еще у всех нас сегодня реформа ЖКХ. Большинство из нас мало что понимает в жилищно-коммунальном хозяйстве. А уж в его реформе — тем более. Между тем реформа не за горами, и коснется она всех без исключения. До 1 марта 2006 года все жители Самары должны провести общие собрания и выбрать, кто будет управлять их домом. От этого зависит, насколько «ухоженным» станет ваш дом и сколько вы будете платить за его обслуживание. >>>
Теперь все решения о судьбе дома станет принимать собрание собственников квартир. Потому что дом (вместе со всеми подвалами, чердаками, лифтами и участком земли) принадлежит именно им – собственникам. Уточним, если все квартиры в доме находятся в собственности жильцов, (граждане их приватизировали, купили, унаследовали и т.д.), значит, он целиком их. Если же в доме есть неприватизированные квартиры, которые граждане занимают по договорам социального найма, то их собственником считается город. Тогда окружное управление департамента жилищной политики должно прислать на собрание жителей представителя, который будет голосовать наравне с другими хозяевами.
Выбор управляющего домом — один из основных этапов реформы. Это в теории. А на практике?
А на практике — собственники жилья даже не начинали решать, кто будет управлять их домом, за исключением членов немногочисленных в городе ТСЖ. «Граждане должны к 1 марта 2006 года…». До этого срока осталось меньше трех месяцев, но решение приняли не более 1% жильцов. А большинство граждан даже и не знают, что им надо выбрать управляющего. К чему это может привести?
В тех домах, где нет ТСЖ, муниципальные власти сами назначат управляющую компанию. Понятно, что это будут те же ДЕЗы с тем же качеством и стоимостью услуг. И поменять их вряд ли удастся.
Момент истины
Поставив перед собой задачу, — выяснить, что горожане знают о реформе ЖКХ, чего ожидают от нее и как к ней относятся, — я решила провести некое подобие социологического опроса среди своих многочисленных знакомых. «Опрос» показал, что население Самары, в большинстве своем, до сих пор плохо информировано о реформе и о том, что будет происходить в ближайшее время. Между тем именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необходим. Более того, как считают многие эксперты в области жилищно-коммунальной экономики, позитивные преобразования в коммунальной отрасли станут возможными только в случае активного участия населения.
Но пока, судя по результатам мною проведенного «социологического опроса», в большинстве голов жителей Самары коммунальная реформа ассоциируется только с одним — бесконтрольным и бурным ростом цен на коммунальные услуги. Даже на вопрос «Идет ли реформа в Самаре?», «население» не имеет четкого единого ответа. Большая часть опрошенных считает, что реформа в Самаре не начиналась или находится в самой начальной фазе, и только несколько человек ответили, что реформа идет. При этом большинство видит только негативные ее результаты, а именно повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Девять из 10 респондентов отметили, что повышение цен ими ощущается реально и негативно. Скорее всего, потому, что они не видят качественного улучшения в работе коммунальных служб, адекватного росту стоимости услуг. Так, восемь из 10 участников опроса назвали желательным результатом реформ именно улучшение качества обслуживания, но около половины из них не верит, что это возможно.
Опрос выявил и другие позитивные ожидания граждан от реформы ЖКХ — повышение безопасности проживания, защита прав потребителей услуг, расширение спектра услуг, усиление роли жильцов в управлении. При этом большинство опрошенных — не видят этих желательных изменений сегодня. Проще говоря, кроме роста цен на услуги жители Самары пока не почувствовали иных результатов реформы ЖКХ.
Что касается готовности населения оплачивать коммунальные услуги и жилье полностью, стопроцентно, результаты опроса показали следующее. Подавляющая часть участников опроса морально готова платить за услуги, если их стоимость увеличится не более чем в 1,5 раза. (Такой прогноз роста тарифов на ближайшие два-три года дают эксперты.) Однако если плата за коммунальные услуги увеличится в 2 раза (что тоже не исключено, если учесть стремительный рост тарифов на энергоносители), лояльных плательщиков останется только треть.
Электричество по карточкам
К вопросу о тарифах. Недавно прошла информация, что российские энергетики нашли оригинальный способ повышения тарифов на электричество, не ущемляющий интересов большинства граждан страны. РАО «ЕЭС» предлагает ввести социальную норму электропотребления. Она может быть утверждена на уровне 120-150 кВт ч в месяц на семью. В пределах социальной нормы, по словам представителей энергохолдинга, малоимущее население сможет платить за электроэнергию по более низкому тарифу. Соответственно для тех, кто в норму не укладывается, она будет стоить дороже. Этот механизм будет рассматриваться правительством в будущем году.
Ольга Петропавловская
*