Сегодня исполняется 15 лет со дня основания Пенсионного фонда Российской Федерации. Торжественное мероприятие, посвященное этому событию, состоится в 15.00 в ДК железнодорожников им. А.С. Пушкина (г. Самара, ул. Л. Толстого, 94). В мероприятии примет участие вице-губернатор – первый заместитель председателя Правительства Самарской области С.А. Сычев. Запланировано вручение Почетных грамот Губернатора Самарской области.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Эти средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов.

Ход событий с 1990 года подтвердил правильность принятых тогда решений и обоснованность возлагавшихся на ПФР ожиданий. Была обеспечена финансовая стабильность системы пенсионного обеспечения. Опираясь на нее, в 2000-2001 годах удалось решить еще одну задачу государственной важности — средняя пенсия по стране превысила прожиточный минимум пенсионера и с тех пор стабильно держится выше этого уровня.

В то же время, уже в 1999-2000 годах становилось ясно, что устойчивая финансовая стабильность и рост доходов пенсионной системы никак не гарантируют в долгосрочной перспективе ее надежность. В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров, что подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной пенсионной модели. Число работающих и пенсионеров должно было сравняться к 2025-2030 году, после чего пенсионную систему ждал тотальный кризис и переход к пенсионным пособиям.

К тому же распределительная модель не создавала стимулов к зарабатыванию пенсионных прав, поскольку не учитывала полностью заработки и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что возник вопрос о проведении реформы пенсионной системы. За полтора десятилетия истории ПФР трижды предпринимались попытки реформирования пенсионной системы. Первые две (в 1994 и 1997-98 годах) не удались из-за финансовой нестабильности в обществе, и только к 1999-2000 годам сложились необходимые предпосылки для успешного реформирования пенсионного обеспечения, что позволило в конце 2000 года поставить в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001 -2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов, а к 2004-2005 годам, после трех лет пенсионной реформы, система пенсионного обеспечения в России претерпели глубокие качественные изменения.

В Самарской области Отделение ПФР было создано в соответствии с постановлением Правления ПФР 14 мая 1991 года.

— С 2001 года Отделение в соответствии с Указом Президента № 1709 приняло на себя полномочия по назначению и выплате государственных пенсий. По состоянию на 1 ноября 2005 года общее количество получателей пенсий в Самарской области составило 883 688 человек; расходы на выплату пенсий в области достигли 2 млрд. 266 млн. руб. в месяц; средний размер пенсии составил 2467 руб. 56 коп. При величине прожиточного минимума для пенсионеров в Самарской области 2316 руб. Таким образом, в результате трехлетней пенсионной реформы удалось реализовать основные задачи, поставленные перед органами ПФР на ближайшие годы: довести средний размер пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера;

— довести размер базовой части трудовой пенсии до размера минимальной оплаты труда.

Все это стало возможным, в том числе, благодаря внедрению в Российской Федерации системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Данная система основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от формы собственности. Работа по внесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц индивидуальных сведений позволила в 1999 году создать информационную базу данных для назначения пенсий на основании сведений персонифицированного учета. И если в 1997 году индивидуальные сведения в области были поданы на 1 млн. 299 тыс. 889 застрахованных лиц, то в 2005 году эта цифра превысила 2 млн. 800 тыс. человек. Круг задач, стоящих перед органами Пенсионного фонда, год от года расширяется. Сегодня работники ПФР вместе с вопросами назначения и организации выплаты пенсий, их перерасчета и повышения, занимаются ведением регистров получателей ЕДВ и других социальных выплат.

Благодаря согласованной работе с органами социальной защиты населения удалось сформировать Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 262 976 человек в установленные сроки, что позволило произвести своевременную выплату ЕДВ на территории области. В целом за 10 месяцев 2005 года на выплату ЕДВ израсходовано 1 793,4 млн. руб.

Наряду с основными направлениями деятельности Пенсионный фонд России принимает участие в реализации социальных программ по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения и оказании адресной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам. За период 2002-2005 г.г. в Самарскую область из средств Пенсионного фонда на развитие системы стационарных учреждений, оказание адресной социальной помощи и предоставление услуг по медицинской помощи и лекарственному обеспечению неработающих пенсионеров было направлено 838,5 млн. рублей. Адресной социальной помощью было охвачено 54322 человека. Тем не менее, основная задача органов Пенсионного фонда — работа по дальнейшему совершенствованию пенсионного обслуживания населения. Большое значение в этом вопросе имеет внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

В последние годы внедрено информационное взаимодействие в автоматизированном режиме со страхователями, с органами Федерального казначейства, управлениями Федеральной налоговой службы и другими ведомствами для эффективной реализации пенсионной реформы.

Подводя некоторые итоги реформирования пенсионной системы, важно отметить, что сегодня Президент и Правительство Российской Федерации очень внимательно оценивают ситуацию, связанную с пенсионным обеспечением граждан. Очень важный итог реформы — это то, что люди стали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Пенсионная реформа — это один из механизмов повышения уровня самосознания людей, и при динамичном развитии экономики она обязательно даст положительные результаты, сообщает информационно-аналитическое управление администрации Губернатора СО.

*