У знаменитого Пушкинского Дома – юбилей: 100 лет уникальной научной, музейной, архивной работы. За вековую историю собраны тысячи страниц бесценных рукописей и миллионы автографов русских писателей, и главное — всё великое наследие Пушкина.

Многие ошибочно полагают, что Пушкинский Дом — это знаменитый особняк на набережной Мойки, 12 — последняя квартира поэта, его мемориальный музей. На самом деле Пушкинским Домом называется Институт русской литературы, расположенный совсем в другом месте города — в здании бывшей Морской таможни на стрелке Васильевского острова, где сам Александр Сергеевич никогда не бывал. Зато именно здесь собраны все рукописи поэта, его черновики, письма и знаменитая пушкинская библиотека, насчитывающая 3700 томов.

Пушкинский Дом создавался 100 лет назад и как памятник великому русскому поэту, и как его музей, и как храм всей отечественной литературы. В памятном альбоме первая запись сделана рукой Александра Блока. Она оказалась и последним его стихотворением.

«Имя Пушкинского Дома в Академии наук — звук понятный и знакомый, не пустой для сердца звук». Это как бы эпиграф ко всей нашей работе», — считает заведующая отделом рукописей Пушкинского Дома Татьяна Царькова.

Настоящую научную славу принесли Пушкинскому Дому исследователи древнерусской литературы академики Дмитрий Лихачев и Александр Панченко. Во многом благодаря этим людям институт получил неофициальное прозвище заповедника русской интеллигенции.

«Почему порядочные люди сохраняются? Очень просто: злодеи начинают драться друг с другом и забывают, что надо убить всех порядочных людей. И поэтому порядочные так и переходят из столетия в столетие», — убежден академик Панченко.

Еще один уникальный отдел — фонограммный архив. Это целый мир старинных звуков, которые хранят тысячи восковых цилиндров.

«Вот на этом валике запись 1894 года. Эти напевы в свое время вдохновляли русских композиторов», — рассказывает научный сотрудник Пушкинского Дома Елена Якубовская.

Настоящий эдисоновский фонограф оживляет старинную былину о Вольге и Микуле. Оказывается, именно эта мелодия звучит в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Шипение и хрипы уберут во время реставрации. Максимально чистый звук запишут на компакт-диск. Елене Якубовской остается расшифровать слова и ноты. Многолетняя кропотливая работа – ради издания полного свода русского фольклора, подарка всем знатокам и любителям словесности.

Лучшим подарком себе к столетнему юбилею института пушкинодомцы, разумеется, тоже считают книгу — многостраничный том с материалами по истории учреждения. Сотрудники выстраивались за ней в очередь и получали под роспись. Теперь Пушкинский Дом будет дома у каждого из них.

Максим Голант

15.12.2005 17:30

Вести.Ru

*