Собственность важнее всего. Против «АвтоВАЗа» возбуждено уголовное дело за неуплату налогов
(ВН). ГУВД Самарской области возбудило уголовно дело против «АвтоВАЗа», подозревая компанию в неуплате налогов, заявила Reuters пресс-секретарь главного следственного управления при областном ГУВД Татьяна Канубрикова. «Дело существует», — сказала она, отказавшись говорить о подробностях. В свою очередь, Интерфакс сообщил, что «АвтоВАЗу» предъявлены претензии на 230 млн руб. (8 млн долларов).
Темы «АвтоВАЗа» вчера коснулся и глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Выступая перед депутатами Госдумы, он неожиданно заявил, что недавняя смена руководства «АвтоВАЗа» не является инициативой правительства. Как известно, именно скрытой национализацией многие эксперты посчитали уход с поста главы предприятия Владимира Каданникова, который десятки лет проработал в руководстве компании, и введение в совет директоров «АвтоВАЗа» представителей государства. Г-н Христенко напомнил депутатам, что с юридической точки зрения государство не является акционером «АвтоВАЗа». «Реальных владельцев «АвтоВАЗа», кроме менеджмента, трудно определить», — цитирует министра Интерфакс.
Примечательно, что выступление г-на Христенко перед депутатами прошло за неделю до намеченного на 22 декабря внеочередного собрания акционеров, на котором планируется избрать новое руководство компании. На последнем заседании нынешний совет директоров утвердил кандидатов в новый его состав: на 12 мест претендуют 12 кандидатов, среди них представители государства и госпредприятий — в частности, глава «Роспрома» Борис Алешин и представители «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков и Игорь Есиповский.
При этом г-н Христенко выразил надежду, что люди в «АвтоВАЗе», которые придут на смену соратникам г-на Каданникова, представят новые перспективы развития компании. По мнению министра, для эффективной ее работы необходимо прежде всего сделать более понятной и прозрачной структуру собственников. Нынешняя является весьма запутанной: через несколько «дочек» и «внучек» «АвтоВАЗ» фактически владеет сам собой — он контролирует около 64% голосующих акций предприятия. В частности, в собственности дочерней структуры «АвтоВАЗа» — ОАО «АВВА» (86% которой принадлежит ВАЗу) — находится 38% голосующих акций «АвтоВАЗа», еще 24% голосующих акций предприятия контролирует «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации», в котором «АвтоВАЗ» вместе с АВВА владеют примерно 60%. Кроме того, еще одной «дочке» «АвтоВАЗа» — ЗАО «ИФК» — принадлежит 2% обыкновенных акций предприятия. Неаффилированными с компанией собственниками предприятия являются Внешэкономбанк, который контролирует чуть более 7% уставного капитала, миноритарные акционеры (16%), а также «Росимущество» (1,5%).
Источники в «Роспроме» утверждали, что контрольный пакет «АвтоВАЗа» мог быть продан группе СОК — основному партнеру «АвтоВАЗа», но из-за отставки г-на Каданникова эта сделка не состоялась. А на днях в московском офисе СОК началась выемка документов.
Похоже, г-н Христенко был прав, когда говорил, что государству, не являющемуся акционером «АвтоВАЗа», важно сделать понятной структуру собственности компании.
Анна ЛАНДЕР
Время новостей
N°234
15 декабря 2005
***