Германо-американский концерн DaimlerChrysler вчера распространил заявление о замораживании планов по строительству сборочного завода в России. По мнению члена правления компании Рюдигера Грубе, отвечающего за стратегическое развитие концерна, «при существующих рамочных условиях производство в России является экономически невыгодным». DaimlerChrysler не устраивает существующая система таможенного налогообложения. По этому показателю, как считает концерн, Россия серьезно уступает другим странам. >>>

По информации «Времени новостей», это заявление появилось после состоявшихся вчера решающих переговоров представителей концерна с российским правительством об условиях строительства. Судя по позиции DaimlerChrysler, они завершились не в пользу производителя «Мерседесов».

Г-н Грубе заявил вчера: «В частности, действующие таможенные пошлины, а также требования по локализации производства делают производимые автомобили класса «премиум» неконкурентоспособными, разница в таможенных ставках, применяемых при различных методах производства, не дают России конкурентных преимуществ в сравнении с другими странами».

Впервые о возможности строительства завода по сборке Mercedes-Benz в России DaimlerChrysler заявил весной этого года. Ожидалось, что объявлено о строительстве будет осенью. DaimlerChrysler планировал, что мощность завода составит 25—30 тыс. автомобилей в год. Место расположения — под Санкт-Петербургом или в Подмосковье. В его создание концерн намеревался вложить около 80 млн долларов.

О заводе говорилось на самом высоком уровне. В мае президент России Владимир Путин даже встречался с председателем правления DaimlerChrysler Юргеном Шремпом. На встрече обсуждались планы по расширению деятельности компании в России. Тогда президент России заявил главе автомобильного концерна, что о планах DaimlerChrysler говорилось «в присутствии федерального канцлера Германии», которым тогда был Герхард Шредер. Г-н Шремп заявлял уже тогда, что все вопросы относительно планов по сборочному производству Mercedes в России прояснены. Но время шло, а переговоры между российским правительством и DaimlerChrysler не приходили к окончательному компромиссу. А теперь и канцлер сменился.

На прошлой неделе петербургский губернатор Валентина Матвиенко сообщила журналистам, что DaimlerChrysler хотел получить от российского правительства гарантии предоставления особых условий, в частности по таможенным льготам, для сборки автомобилей класса «С». Но правительство на них не было готово пойти и предлагало равные условия для всех желающих строить сборочные производства. DaimlerChrysler, судя по всему, посчитал, что риски все же перевешивают, и отказался от строительства заводов.

Впрочем, германо-американский концерн допускает, что в будущем ситуация в России изменится, и он все же сможет организовать производство. По крайней мере переговоры с правительством на эту тему DaimlerChrysler пообещал продолжить, правда, не уточняя, когда именно.

По итогам прошлого года DaimlerChrysler продал в России всего 6,5 тыс. автомобилей, из которых 4 тыс. были Mercedes-Benz. Это почти в шесть раз меньше планируемых мощностей завода, который так и не будет построен. Впрочем, продажи компании в России растут — за первое полугодие они увеличились на 24%. Кстати, у DaimlerChrysler есть опыт сборки автомобилей в России. В начале этого года на базе коломенской автоколонны «Мострансавто» организовано производство по сборке 18-местных микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter 413 SDI. Инвестиции в этот проект обошлись концерну всего в 500 тыс. евро. Правда, и объем производства на предприятии скромный — всего 240 автобусов в год (в перспективе планируется увеличить его до 500). Кроме того, компания ведет переговоры с ГАЗом о поставках туда двигателей, начиная с будущего года. Пока на этом деятельность автомобильного концерна в нашей стране ограничивается. DaimlerChrysler предпочитает возить свою продукцию для россиян с европейских предприятий.

Анна ЛАНДЕР

Время новостей

N°234

15 декабря 2005

Время новостей

***