Распространенное мнение о том, что фашистов под Москвой победил генерал Мороз, верно лишь отчасти. Первая военная зима действительно была очень суровой. Вслед за осенней распутицей пришли крепкие морозы. Педантичные немецкие генералы не успели подготовиться к столь сильным холодам. У немцев замерзали телескопические прицелы. Танковые двигатели запускались лишь после разогрева горящей ветошью. Рассчитывая на молниеносное наступление, генералы не позаботились о теплой обуви для своих солдат. Немцы отбирали валенки у населения занятых территорий.

От холодов страдали и красноармейцы, но тыл быстро пришел на помощь. Еще 4 сентября 1941 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял постановление «О сборе среди населения теплых вещей и белья для Красной Армии». Собирали все: полушубки, валенки, рукавицы, шапки, шерстяные носки, теплое белье, даже невыделанные овчины и шерсть. В сентябре в городе Чапаевске начала работать мастерская по выделке овчин, а следом вступила в строй валяльная мастерская по изготовлению валенок. Похвистневские железнодорожники организованно закупили шерсть и роздали ее своим женам. Женщины связали из нее сто пар носков и перчаток для Красной армии. В Больше-Черниговском районе комиссия по сбору теплых вещей приняла в октябре от населения 6 тонн шерсти, более 300 овчин, 227 пар валенок, 620 пар носков и варежек.

В Куйбышевской области валяльно-войлочные мастерские открывались в каждом районе, во многих крупных колхозах и работали они на местном сырье. До войны овцеводство в области было хорошо развито, так что шерсти и овчин хватало. Одна только Кинель-Черкасская валяльная фабрика выпустила первой военной осенью 6000 мужских валенок. Шенталинский район дал 1300 пар валенок, 1210 фуфаек, 1116 стеганых брюк, более тысячи шерстяных варежек, носков, теплого белья.

В Куйбышеве, куда были эвакуированы из Москвы правительственные учреждения, даже жены больших руководителей шили стеганую одежду для армии.

Газета «Волжская коммуна» писала о том, что мастерская по пошиву телогреек была организована при учебном пункте Фрунзенского райвоенкомата. «Матери и жены начальствующего состава привезли в пошивочную мастерскую свои швейные машинки, ножницы, нитки и работают в мастерской до двух часов ночи». Даже самарские театры вносили свой вклад в сбор теплых вещей для фронта.

«Когда рабочий день в костюмерной театра заканчивается, и пышные платья оперных героинь и героев развешаны по шкафам, портнихи и закройщики не уходят домой. Они остаются на своих местах и до поздней ночи выполняют срочную большую работу: шьют теплую одежду бойцам. Отказываясь от отдыха, костюмеры шили в выходные дни стеганые костюмы. Теперь 12 комплектов готовы. Но работа для фронта в костюмерной не закончилась. Коллектив театра оперы и балета решил дополнительно сшить ватные куртки и брюки для 38 бойцов». Так писала газета «Волжская коммуна» 4 октября 1941 года.

Посылки с теплыми вещами отправлялись на фронт обычно в предпраздничные дни: к годовщине Октябрьской революции, к Новому Году. Вместе с одеждой посылали гостинцы — печенье, мед, сухофрукты, кисеты с махоркой и прочее. В ту первую военную зиму одна только Куйбышевская область отправила Красной Армии более миллиона теплых вещей и около 2 тысяч тонн подарков для воинов.

(Архивные материалы подготовлены к публикации журналистами Информационного Интернет — канала «Самара Сегодня», входящего в состав Медиа Группы «Ваш выбор» ©)

*