В опубликованной на прошлой неделе компанией Sophos «грязной дюжине» стран — лидеров по масштабам отправки спама уверенно лидируют США, на долю которых приходится больше половины рекламного мусора в Интернете. В своем отчете Sophos утверждает, что значительная часть спама из США была отправлена россиянами с зараженных вирусами американских компьютеров.

Британская компания Sophos попыталась отследить источники спама и проанализировала все рекламные рассылки, полученные в течение двух дней на позапрошлой неделе. Большая часть рассылок — 56,74% — пришла из США, следом идут Канада (6,80% ) и Китай вместе с Гонконгом (6,24% ). «По нашим данным, значительная часть потока спама приходит из России, хотя она находится лишь на 28-м месте списка, — пишет в отчете старший технологический консультант Sophos Грэм Клули. — Хакеры могут взламывать компьютеры в других странах и рассылать спам через зараженные компьютеры». По его оценкам, более 30% мирового спама рассылается именно с подобных компьютеров. «Это подчеркивает необходимость скоординированного подхода к проблемам спама и вирусов», — считает Клули.

Тем не менее главными распространителями спама остаются жители США. «Присущий американцам коммерческий склад ума приводит к появлению огромных объемов спама, — говорит старший аналитик Sophos по электронной почте Крис Крафт. При этом Sophos не смог установить происхождение около 20% рекламных сообщений.

В России спам не считается преступлением и является высокодоходным бизнесом, признает замгендиректора холдинга Rambler Иван Засурский. По его словам, этот рынок отличается низким входным барьером. «Спамерством занимаются студенты, и каждый из них может замусорить по полмиллиарда почтовых ящиков», — говорит Засурский. По его словам, решить эту проблему можно только с помощью специального антиспамерского закона или поправок в действующее законодательство. «Нам нужно принять поправки весной, — уверяет Засурский, — в противном случае в страну пойдут контракты на аутсорсинг по рассылке спама из тех стран, где он уже вне закона, и Россию могут отключить от международных каналов связи».

Согласно отчету «Спам: итоги 2003 года» компании «Ашманов и партнеры» в прошлом году сформировалась стандартная «спам-машина» для автоматизации массированных рекламных рассылок в Интернете, которая состоит из нескольких десятков компьютеров, зараженных вирусами. Но управляющий партнер «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов считает, что Sophos преувеличивает роль российских спамеров в общемировом потоке рекламных сообщений. «Русские спамеры изощренные и берут заказы от западных компаний, — признает Ашманов. — Но хорошо известны западные короли спама, и они очень богаты». Он оценивает долю американского спама в мировом потоке в 70 — 80%.

А руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского» Денис Зенкин поставил под сомнение достоверность результатов исследования Sophos. «Установить источник рассылки вируса или спама можно лишь в 10 — 15% случаев, — говорит Зенкин. — И в этих случаях Россия далеко не на первом месте». По словам Зенкина, Россия идет в авангарде борьбы со спамом и найти публичную почтовую службу без антиспамерских фильтров в России практически невозможно.

Роман Дорохов

Ведомости 3 марта 2004 № 36 (1076)

Ведомости

*