Сегодня на удивление тихо, в отличие от прошлых юбилеев, отмечается 180-летие со дня восстания декабристов. Удивительно, что если одна часть россиян не знает, кто они вообще такие – эти декабристы, то другая отчего-то их возненавидела. По мнению последних, люди, вышедшие когда-то на Сенатскую площадь, вовсе не бескорыстные герои, а горстка кровожадных подлецов, толкавших страну к катастрофе. И только уральские школьники решили хоть что-нибудь разглядеть сквозь пелену времени. Сами себя заковав в кандалы, сделанные местными умельцами, они четыре дня шли по старому Московскому тракту, по которому когда-то конвоиры вели ум, честь и совесть забытой эпохи. >>>

Круг революционеров всегда узок.

В советские времена день 14 декабря неизменно сопровождался научными конференциями, выставками, концертами, телепередачами. Сегодня, в круглую годовщину восстания, овеянного красивыми и трагическими легендами, о декабристах вспомнят считанные единицы. В Перми, у здания областного Законодательного собрания, пройдет акция движения «Анархо-экологическое Сопротивление» при поддержке Революционной рабочей партии. Пламенные речи будут, впрочем, говориться не о людях 1825 года, а о «нацболах», ровно год назад арестованных в приемной администрации президента и тотчас прозванных «декабристами».

В Санкт-Петербурге – правда, не в самый день юбилея, а в пятницу – рядом со станцией метро «Горьковская» состоится митинг, организованный «Русским имперским движением», под совсем другими лозунгами: «Декабристы – кровавые слуги Запада», «Декабристы – предатели Родины», «Собакам – собачья смерть». В мероприятии приглашены участвовать Русское имперское ополчение, Евразийский Союз молодежи и другие православно-патриотические организации. Координатор Движения Станислав Воробьев считает восстание 14 декабря «антирусским путчем». По его словам, «в тот день масоны-заговорщики путем обмана вывели на Сенатскую площадь некоторые части гвардии. И только мужество Николая Павловича и русских солдат предотвратили новую кровавую смуту».

Глава «Русского имперского движения» полагает, что пора донести наконец до массового сознания точку зрения, высказанную сто лет назад лидером «Союза Русского Народа» г-ном Марковым: «Нераскаянных злодеев и политических обманщиков настроенное масонами общественное мнение возвело в каких-то героев и выставило перед невежественным потомством рыцарями-патриотами и образцами добродетели. В действительности истинный лик масонов-декабристов ничего, кроме отвращения и негодования, вызывать не должен».

В том, что сегодня декабристы вызывают полярные суждения, в общем, нет ничего странного, да и скверного тоже. Само восстание – может быть, самый яркий парадокс нашей истории. «Декабризма» как такового не существовало, и если развенчивать мифы, то прежде всего этот. Были разрозненные кружки с очень разными программами, в которые входили очень разные люди. С одной стороны – действительно кровожадный Пестель, строивший планы истребления всех Романовых, с другой – такие блестящие лица, как Орлов и Трубецкой. Сам выход на Сенатскую площадь, по мнению директора Государственного архива РФ, доктора исторических наук Сергея Мироненко, «был случайностью – достаточно вспомнить слова Ивана Пущина: «Случай удобен, и если мы им не воспользуемся, заслужим имя подлецов». Эмоциональный накал был совершенно необыкновенный, но восстания запросто могло не случиться. 19 ноября умер Александр I, 25-го получили известие в Санкт-Петербурге. Реши Государственный Совет огласить завещание Александра в пользу Николая – присягнули бы Николаю, и все. Не было бы повода для того, чтобы выводить мятежные полки на площадь. Или проживи, скажем, Александр еще две недели… Но так сложилось. И трудно себе представить русскую историю без 14 декабря. Главное – не само движение, а то, что вышли на площадь. Это потрясло, конечно, Россию – то, о чем Галич пел: «Можешь выйти на площадь? Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?» Это нравственный подвиг – выйти на площадь, чтобы крестьянин не был рабом, чтобы солдата, героя 1812 года, не мог палкой бить офицер…»

О высокой жажде справедливости, объединившей людей 14 декабря, Россия, похоже, забывает. Если где и продолжает храниться добрая память о них – так это «во глубине сибирских руд». В Иркутском областном музыкальном театре им. Загурского планируется постановка балета о декабристах, музыка к нему заказана Андрею Петрову. Как сообщил на прошедшей 12 декабря пресс-конференции директор Иркутского историко-мемориального музея декабристов Евгений Ячменев, в будущем году пройдет научная конференция, на которую приглашены «декабристоведы» со всей России и из-за рубежа. С помощью спонсоров удалось возродить издание сборника «Сибирь и декабристы» и популярной в советские времена мемуарной серии «Полярная звезда».

Необычным образом отметили 180-летие восстания на Сенатской площади старшеклассники школы № 4 города Ревды Свердловской области. В кандалах, выкованных шефами с местной горно-обогатительной фабрики, ребята прошли за четыре дня часть пути ссыльных декабристов по старому Московскому тракту. На вопрос о причинах, побудивших совершить экстремальный поход, одна из школьниц, Юля Щукина, призналась: «Устала от примитивной жизни, хочу попробовать жизни тяжелой…» Саша Шакиров добавил: «То, что мы пережили, ни в одном учебнике не прочитаешь».

В общем, «скорбный труд и дум высокое стремленье», о которых Пушкин писал в Сибирь, вызывают сегодня сочувствие, по большому счету, лишь у немногих экстремалов и маргиналов. Остальная Россия разделяет позицию, отраженную в другом известном стихотворении, сочиненном в «застойные» годы Наумом Коржавиным:

Мы спать хотим. И никуда не деться нам

От жажды сна и жажды всех судить.

Ах, декабристы! Не будите Герцена!

Нельзя в России никого будить…

Впрочем, как полагает Сергей Мироненко, совсем забыть о декабристах мы не сможем. «Само слово укоренилось в языке. В газетах читаешь, что Ходорковский, скажем, декабрист, или Чубайс, или еще кто-то, не важно. А загляните в Интернет! Ведь если в поисковую систему ввести слово «декабрист», вы получите столько ссылок, сколько вряд ли тридцать лет назад можно было обнаружить в библиотечных каталогах. Так что все равно это событие осталось с нами, прочно вошло в наше сознание…»

Последовав совету историка, мы выяснили: в сети 551 500 страниц и не менее 1862 «декабристских» сайтов. За неполные две недели декабря во Всемирной паутине до нас искали людей, живших 180 лет назад, 4 645 посетителей. Так что Ленин в данном случае был трижды пророком: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало».

Возможно ли сегодня восстание декабристов?

Феликс РАЗУМОВСКИЙ, историк, телеведущий:

На мой взгляд, восстание декабристов в современной России невозможно, прежде всего потому, что в ней нет такой социальной, культурной силы, которую представляло собой просвещенное дворянство начала XIX века. Екатерининские реформы создали прослойку по-настоящему свободных людей, которые жили полной жизнью и чувствовали свою ответственность за нее. Дворяне, вышедшие на Сенатскую площадь, могли заблуждаться, но они были людьми бесстрашными, способными отстаивать свои политические и нравственные убеждения. Жесткая система контроля, созданная в СССР, породила рабскую психологию, уничтожила психотип внутренне раскрепощенной личности. Поэтому открытое выступление, подобное 14 декабря 1825 года, в настоящий момент нереально. Кроме того, как известно, декабристы в большинстве своем придерживались либеральных взглядов. А как показывают выборы, подобные идеи в нынешнем веке не получают должного сочувствия. После 90-го года стало очевидным, что перенесение европейского либерализма на российскую почву не дает должных результатов.

Ирина ХАКАМАДА, политик, лидер партии «Наш выбор»:

Все зависит от того, что понимать под декабристским восстанием. Если имеется в виду переворот – это вряд ли возможно. Двадцать первый век вообще – это эпоха не революций, а трансформаций. Кремль панически опасается каких-либо восстаний и потому постепенно завинчивает гайки, эти страхи достаточно иллюзорны и не имеют под собой серьезных оснований. Если же рассматривать декабристское восстание как раскол в правящей верхушке, то в современной России он идет уже давно, только проявляется, естественно, не в силовом воздействии, а в использовании разного рода экономических, социальных, медийных ресурсов. Если же понимать под выступлением декабристов борьбу за либеральные идеи, то она продолжается. Мы в данный момент находимся в оппозиции, активно высказываем свое несогласие с теми или иными аспектами социального устройства. Чего ж вы хотите, чтобы я на Сенатскую площадь вышла?

Подготовила Дарья ОКУНЕВА

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

14.12.05

среда

«Новые Известия»

***