Новогодние праздники — это всегда горячая пора для розничной торговли и в Америке, и в Европе, и еще во многих других уголках мира.

Россия — не исключение. Если раньше россияне дарили подарки в основном детям и только на Новый год, то теперь под влиянием глобализации подарки дарят всем, и не только в новогоднюю ночь. Дарят и на западное Рождество, и на православное, и даже на Новый год по восточному стилю.

Лидером предновогодних продаж остается Америка. 25 ноября, ровно за месяц до католического Рождества, американские магазины открыли долгожданные праздничные распродажи. Только в этот один день десятки миллионов покупателей посетили магазины, чтобы приобрести рождественские подарки. По некоторым данным, почти половина американцев планируют потратить на подарки примерно 800 долларов.

В прошлом году с ноября по декабрь продажи праздничных подарков составили 227,8 миллиарда долларов. Самым популярным днем для покупок оказалось 18 декабря, в этот день было продано подарков на 8 миллиардов долларов.

Мы, конечно, не так богаты, как американцы, поэтому большинство россиян в качестве подарков предпочитают дарить сувениры. Ожидается, что на сей раз самыми популярными презентами будут деревянные, керамические и плюшевые фигурки собачек. С некоторых пор в России вошла в моду «восточная тематика», а поскольку будущий год по восточному календарю считается годом Собаки, барбосы и шарики будут нарасхват. По традиции женщины получат цветы, а малыши игрушки. Те, кто побогаче, облагодетельствуют своих ближних мобильными телефонами, DVD-плейерами и бытовыми приборами.

Подарки сотрудникам — особая статья. Американцы, например, считают, что подарок официальному лицу не должен стоить больше 8 долларов. Если взять во внимание разницу в зарплатах, то у нас это соответствует примерно 1-5 долларам. Ну что на эти деньги купишь?.. Разве что недорогую авторучку или красивый календарь. Впрочем, нам американские законы не писаны… Так что наши начальники вполне могут рассчитывать и на Parker, и на галстук за 100 долларов, и на бутылку Hennessy. Кстати, о напитках. Дарить дорогой коньяк — не лучший вариант. Дело в том, что по этикету бутылку необходимо тут же открыть и угостить ее содержимым всех присутствующих, включая дарителя. А что останется начальнику? Коллегам специалисты в области этикета рекомендуют дарить все те же сувениры — миниатюрные елочки, корзинки и веночки из искусственных еловых веток, украшенных новогодней мишурой — все что угодно, лишь бы создавало праздничное настроение. Сейчас стало модно дарить цветы в горшках — тоже хорошая идея, только не забудьте к подарку приложить новогоднюю открытку.

Коробка конфет уже давно перестала восприниматься как новогодний подарок. Это, скорее, знак внимания. Тем более что сладкое нравится далеко не всем.

Дарить ювелирные украшения на работе — дурной тон. Единственным исключением считаются наручные часы. Только не забудьте их заранее завести и поставить время.

Покупайте подарков больше, чем надо, — наверняка потом выяснится, что, подсчитывая тех, кого надо поздравить, вы о ком-то забыли. В ящике вашего стола должна быть обязательно припасена какая-нибудь праздничная мишура, которую можно подарить в ответ на чье-то неожиданное поздравление.

У богатых свои понятия об этикете. В Америке недавно вышел в свет каталог самых дорогих подарков. Среди них фигурируют особняк XVII века в Англии за 90 миллионов долларов, коллекция бриллиантов за 25,5 миллиона долларов и шахматы от Карла Фаберже за 12,5 миллиона.

В предыдущие годы в каталоге было много самолетов, но теперь это уже не модно. У каждого миллионера уже есть свой. Зато всего за 4,5 миллиона можно приобрести универсальное средство для передвижения по земле и воде на подводных крыльях.

Впрочем, есть и более скромные, но достойные подарки для «тугих кошельков»: шикарные автомобили «ламборджини» (320 тысяч), «порше» (350 тысяч) и бронированный армейский джип с бассейном (250 тысяч). Предлагаются также собаки редких пород, которых всего за 100 тысяч привезут в дом владельца, приучат к обстановке и, по желанию будущих владельцев, научат любым трюкам.

Для любителей активного отдыха — путевка на гольф-вечеринку за 2 миллиона. «Рыбалка» для миллионеров стоит всего 338 700 долларов: за эти деньги продается недельный тур на пятерых на Аляску.

Наши толстосумы куда скромнее западных. Они довольствуются просто товарами люкс известных марок, например, женской сумочкой от Hermes или колечком от Tiffany. Однако купить по-настоящему эксклюзивную вещь у нас не так просто. Ее нужно заказать по каталогу и ждать довольно долго. Скажем, сумки из кожаных полос за 4500 евро мастера вручную плетут 500 штук в год. При этом очереди на них ожидают 10-15 девушек во всем мире. С машинами марки люкс тоже все не так просто. Bentlеy можно ждать полгода. А если это лимузин — то все 8 месяцев.

Впрочем, если вы не успели год назад заказать эксклюзив от Tiffany, не огорчайтесь, обратите свое внимание на то, чем богата наша страна. А она прежде всего богата талантами — художниками, которые создают мировые шедевры. Вспомните, что знаменитые ювелирные украшения Фаберже родились на нашей земле, а сколько великолепных картин и скульптур создали наши художники. Русский антиквариат с каждым годом все больше ценится в мире.

Последние русские торги на Sotheby s установили новый рекорд для аукционов подобного рода, собрав свыше 22 миллионов фунтов стерлингов.

Было продано большинство из 400 выставленных лотов, многие из которых представлены частными коллекционерами и неизвестны на рынке. На торгах было много посетителей — всего около 500 человек.

Лотом, ушедшим с молотка за наивысшую цену, стал натюрморт Ильи Машкова. Полотно было продано за 2 миллиона 136 тысяч фунтов стерлингов, что является наивысшей ценой, когда-либо заплаченной за картину русского художника на аукционе. Чем не новогодний подарок?.. Две фарфоровые вазы ушли с аукциона за 1 миллион 520 тысяч фунтов при оценочной стоимости в 600-800 тысяч фунтов стерлингов.

Конечно, такие раритеты редкость даже для торгов в Лондоне, но ведь и у нас сейчас продается много замечательных антикварных вещей. Так что есть из чего выбрать дорогой подарок на любой вкус.

«Российская бизнес-газета» №45 (536), 13.12.05

*