Константин Титов, губернатор Самарской области: "На кого работать казенному рублю"
(РГ). Новые политические реалии требуют обновления и бюждетной политики. Деятельность правительства Самарской области на протяжении многих лет подчинена одной и главной цели — неуклонному повышению уровня и качества жизни народа на основе стабильного, устойчивого экономического роста. >>>
Бюджет области имеет ярко выраженную социальную направленность. Новые российские реалии, которые предполагают определенную перестройку бюджетной политики, — это реформа местного самоуправления и общенациональные проекты, выдвинутые федеральным центром.
Реформа должна приближать власть к народу, а для этого она должна располагать соответствующими средствами. К необходимой корректировке межбюджетных отношений мы готовились загодя.
Общенациональные проекты, предложенные федеральным центром, мы в Самарской области вправе рассматривать как одобрение и поддержку того, что у себя в губернии мы делаем уже в течение многих лет.
Реформа местного самоуправления
Уже при разработке областного бюджета на 2005 год была проделана большая работа по разграничению доходных источников и расходных полномочий в соответствии с предполагаемой реформой местного самоуправления, появились новые формы финансовой помощи местным бюджетам.
Многие положения реформы были заложены еще в конце 90-х годов мнувшего века, когда большую часть социальных расходов мы сконцентрировали в областном бюджете и перешли к подушевому выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Проведенная коррекция бюджетной системы позволит провести реформу местного самоуправления с минимальными негативными последствиями как для бюджетной системы области, так и для каждого конкретного человека.
С 2006 года в административно-территориальной структуре страны появится новый уровень -поселения. Сфера деятельности муниципальной власти здесь четко определена — это жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий. На уровне муниципальных районов — содержание учреждений образования и здравоохранения.
Люди, уплачивая налоги на доходы физических лиц, на землю, на имущество, будут не только знать, но и видеть, чувствовать на себе, на какие цели уходят их средства. Меньше соберут — меньше получат общественных благ. Появится и новая законная форма увеличения доходов местных бюджетов — средства самообложения граждан.
Избранные органы местного самоуправления должны иметь краткосрочные и долгосрочные планы развития своей территории. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что каждый уровень власти самостоятельно, своими нормативно-правовыми актами, определяет обязательства по направлениям, соответствующим его компетенции. Бюджет формируется самостоятельно, исходя из закрепленных за ним доходов и принятых обязательств. В этой связи как действующие, так и будущие главы муниципальных образований должны понимать: если они не могут обеспечить исполнение всего объема своих обязательств, то причину этого останется искать только в неэффективности собственной работы. И я не сомневаюсь, что люди будут делать соответствующие выводы.
Со своей стороны правительство Самарской области намерено оказывать всемерную поддержку новым органам власти на местах. Уже проводятся семинары, «круглые столы», встречи и консультации с представителями существующих органов местного самоуправления. Разработаны модельные нормативные правовые акты и соглашения, которые позволят при желании быстро и без особых затрат принять все необходимые документы для начала деятельности новых органов власти. В течение всего 2005 года мы проводили работу по приведению регионального законодательства в соответствие с требованиями федерального. В первую очередь это касается поправок к законам о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Этот процесс должен быть полностью прозрачным. Правительство Самарской области намерено анализировать качество реализации органами местного самоуправления региональных полномочий и ежегодно принимать решение о целесообразности такого наделения в очередном финансовом году.
Налоговая политика
Условием успешной реализации реформы местного самоуправления должно стать своевременное утверждение перечня и размеров местных налогов, порядка взимания единого налога на вмененный доход.
Соответствующие нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, должны содержать ограниченный перечень налоговых льгот, направленных на поддержку социально незащищенной категории граждан. Самарская область также берет на себя обязательства по сокращению числа субъектов, пользующихся налоговыми льготами.
Поскольку основными доходными источниками местных бюджетов станут имущественные налоги, налоговая политика области и муниципальных образований должна быть направлена прежде всего на улучшение администрирования местных налогов.
Необходимо активизировать работу по приведению территориального распределения налоговых органов по муниципальным образованиям в соответствие с территориальным делением в рамках реформы местного самоуправления; определить неотложные мероприятия по повышению собираемости налогов, служащих источниками доходов бюджетов муниципальных образований.
Кроме того, правительству Самарской области, органам местного самоуправления совместно с Федеральной налоговой службой России предстоит решить проблему формирования налоговой отчетности на обоих уровнях муниципальных образований, а также организации доступа финансовых органов к сведениям о начислении и уплате налоговых платежей отдельными плательщиками.
Внутриобластные межбюджетные отношения
Нас иногда критиковали за сложившуюся с 1999 года систему межбюджетных отношений в Самарской области. Но мы понимали, что именно она наиболее точно соответствует потребностям развития общества и экономики. Именно она стимулирует рост доходов муниципальных образований, способствует экономии их расходов.
Фактическое подтверждение правильности выбранного пути отражено в новом федеральном законодательстве. Бюджетный кодекс закрепил те положения, которые использовались нами на протяжении последних лет.
В составе областного бюджета формируются разные виды финансовой помощи. Фонд финансовой поддержки выравнивает уровень социально-экономического развития муниципальных образований. Фонд муниципального развития нивелирует различия между муниципалитетами в обеспечении инфраструктурой. Фонд софинансирования социальных расходов выравнивает возможности муниципальных образований по финансированию отдельных расходов и позволяет мягко реализовывать государственную политику в вопросах местного значения. При помощи фонда реформирования муниципальных финансов решаются собственные проблемы муниципалитетов. Фонд сбалансированности местных бюджетов компенсирует возможные провалы при исполнении бюджета текущего года.
На первый взгляд, самое простое решение проблем — увеличение общего объема финансовой помощи за счет средств областного бюджета. Однако более перспективно, на наш взгляд, выявление и использование муниципалитетами собственных резервов. Областному же бюджету следует ограничиться индексацией дотаций по уровню инфляции.
А резервы — вот они. Первое -это увеличение собираемости налогов. В последние годы снизилась активность по администрированию налоговых доходов. Второе -ограничение предоставления льгот, например, по земельному налогу. И третье — возможное сокращение расходов органов местного самоуправления на дотации ЖКХ при вступлении в силу стандарта оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 100 процентов их себестоимости.
Инвестиционная политика
Инвестиционная политика правительства Самарской области будет осуществляться по двум направлениям: стимулирование частных инвестиций, а также бюджетные капиталовложения в реализацию проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для региона.
За счет областных инвестиций в 2006 году будут введены в строй областной онкологический центр и 9 других объектов здравоохранения; шесть образовательных центров и три малокомплектные школы; Дома культуры, стадионы и спорткомплексы; мусороперегрузочная станция в Жигулевске; 50 км водопроводных сетей в городах и районах области.
Для повышения качества медицинского обслуживания и закрепления кадров в сельской местности будут выделены средства на строительство и оснащение необходимым медицинским оборудованием 70 офисов врачей общей практики в сельских районах.
Безусловным приоритетом областной инвестиционной программы является жилищное строительство. В соответствии с новым законодательством граждане семи льготных категорий сохранят право на предоставление жилья за счет средств областного бюджета.
Особое внимание будет уделено обеспечению жильем работников бюджетной сферы. Для улучшения демографической ситуации в области получит дальнейшее развитие молодежная ипотека, предполагающая стимулы повышения рождаемости.
Для нас всегда был исключительно важен процесс выравнивания территориальной дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований посредством строительства и реконструкции объектов на условиях долевого участия городов и районов. Средства фонда муниципального развития будут направляться на строительство объектов на территориях тех муниципалитетов, где в последние годы наблюдалась низкая инвестиционная активность в строительстве социально значимых объектов.
Дефицит бюджета и госдолг
Начиная с 2003 года областной бюджет формировался с дефицитом. С одной стороны, наличие дефицита позволило не сократить, а по отдельным позициям даже увеличить финансирование приоритетных статей областного бюджета, в первую очередь инвестиционного характера. С другой стороны, формирование бюджета с дефицитом увеличивает государственный долг Самарской области, что в долгосрочной перспективе нельзя назвать оправданным. Увеличение государственного долга Самарской области должно быть ограниченно 35-ю процентами доходов областного бюджета. И с учетом этого ограничения должны определяться и другие параметры бюджета. Средства, идущие на покрытие дефицита бюджета, не должны превышать размеры инвестиционной программы региона. Это позволит не допустить «проедания» заемных средств.
Мы намерены внедрить практику долгосрочного бюджетного планирования по доходам, текущим и капитальным расходам. Это позволит нам эффективнее регулировать вышеуказанный процесс.
Политика бюджетных расходов
Федеральное законодательство четко определило полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, а также порядок формирования расходной части бюджетов всех уровней. Перед исполнительной властью области стоит непростая задача по разработке соответствующих региональных нормативно-правовых актов.
Областной бюджет должен формироваться только на базе реестра расходных обязательств. Составление самого реестра будет также способствовать долгосрочному планированию расходной части областного бюджета.
Глава государства в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации указал на необходимость повышения заработной платы работников бюджетной сферы за 3 года не менее чем в 1,5 раза. С учетом инфляции это означает повышение номинального размера оплаты труда примерно в 2 раза.
Решение этой задачи заложено в бюджет 2006 года и перспективный финансовый план. С сентября 2005 года заработная плата повысилась на 11 процентов, С мая 2006 года запланировано более существенное увеличение — на 37,5 процента. Таким образом, уже в мае будущего года заработная плата бюджетников области будет в 1,5 раза выше уровня августа текущего года. Такое повышение заработной платы значительно опережает прогнозируемый рост потребительских цен. Если сейчас средняя заработная плата работников бюджетной сферы лишь на треть перекрывает уровень прожиточного минимума, то в 2008 году предполагается более чем двукратное его превышение.
В последнем бюджетном послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации говорил о необходимости перехода в 2006 году к отраслевым системам оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, обеспечении доступности и качества услуг здравоохранения и образования, привлечении в здравоохранение и образование квалифицированных кадров. Этот процесс потребует изменения сложившихся механизмов финансирования. И мы уже предлагаем такие механизмы.
Мы вводим серьезные стимулы для врачей общей практики, работающих в сельской местности. Размер их заработной платы в месяц при выполнении контрольных планов и заданий может достичь 50 тысяч рублей. А строительство домов и офисов врачей позволит создать благоприятные условия для их профессиональной деятельности.
Фактически в 2005 году была проведена реформа системы социальной поддержки отдельных категорий граждан. Значительная часть натуральных льгот была монетизирована. Основной целью было обеспечение эффективной поддержки малообеспеченных граждан. В целом эта реформа принесла позитивные результаты. Необходимость повышения оплаты труда работников бюджетной сферы и роста социальной обеспеченности граждан потребует значительных бюджетных средств. С целью их экономии будет продолжена реформа органов государственной власти Самарской области. Система денежного обеспечения их функционирования должна быть построена на финансировании не штатных единиц, а функций и задач, которые реализуют министерства. Это позволит исключить дублирование функций. Названные меры должны привести к сокращению числа государственных служащих и повышению эффективности их работы.
Реализация большей часта сказанного мною выше отражена в новой редакции проекта закона Самарской области о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, проекте областного бюджета на 2006 год, планах правительства Самарской области по реализации реформы местного самоуправления и Послания Президента России Федеральному Собранию РФ. Меня не может не радовать следующее обстоятельство. То, в чем мы в Самарской области зачастую выступали пионерами, за что нас подчас критиковали, стало общегосударственной политикой. Значит, мы торили верный путь.
Не сомневаюсь, что все намеченное мы выполним. Для этого у нас есть все необходимое. В том числе бесценный опыт решения сложнейших социально-экономических проблем в труднейших, а иногда просто немыслимо сложных условиях.
«Российская газета. Средняя Волга» № 280 (3949) от 13.12.2005
*