Группа “СОК” после перехода “АвтоВАЗа” под контроль государства может лишиться своего статуса эксклюзивного поставщика запчастей для автомобилей Lada. Сотрудники прокуратуры и МВД на прошлой неделе посетили несколько офисов группы “СОК” с проверкой ее бизнеса, связанного с “АвтоВАЗом”. >>>

“АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985 автомобилей. Выручка по МСФО за 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% его акций принадлежит его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%). При этом в AVVA “АвтоВАЗу” принадлежит 86% акций, а AVVA вместе с “АвтоВАЗом” владеют 60% акций ЦО “АФК”. Еще около 26% акций “АФК” принадлежит ЗАО “Фитом”, через которое Владимир Каданников и его партнеры контролируют около 10% акций “АвтоВАЗа”.

С 22 декабря “АвтоВАЗ” окончательно перейдет под контроль государства. В этот день внеочередное собрание акционеров, созванное после отставки председателя совета директоров Владимира Каданникова, переизберет совет директоров компании, в котором половину мест займут представители государства (Внешторгбанка, Рособоронэкспорта и Роспрома). Фактически же управление заводом будет курировать Рособоронэкспорт, чьи представители — Владимир Артяков и Игорь Есиповский — должны занять посты председателя совета директоров “АвтоВАЗа” и гендиректора.

А накануне перехода автоконцерна под контроль госструктур его деятельностью заинтересовались и следователи. Как пояснили “Ведомостям” в главном следственном управлении МВД по Самарской области, недавно было возбуждено сразу несколько уголовных дел по факту хищения денежных средств на “АвтоВАЗе” и по факту уклонения предприятия от уплаты налогов. С целью проверки фактов по этим делам следователи посетили и несколько компаний группы “СОК”, рассказал источник, близкий к “АвтоВАЗу”. “СОК” является одним из крупнейших поставщиков комплектующих на “АвтоВАЗ”, а в 2004 г. “АвтоВАЗ” заключил с ООО “Соло” (входит в “СОК”) пятилетний договор на эксклюзивные поставки запасных частей к Lada. Сейчас этому ООО завод продает все выпускаемые компоненты, а оно через 25 региональных складов реализует их дилерам. На эти же склады поставляют детали и другие поставщики “АвтоВАЗа”. Отказаться от этого соглашения “АвтоВАЗу” невыгодно, так как в этом случае завод будет обязан уплатить дистрибутору штраф в размере пятилетней стоимости контракта — 14 млрд руб. “Санкций не будет, только если «СОК» добровольно согласится расторгнуть соглашение”, — признает один из менеджеров “АвтоВАЗа”.

Но “СОК” пока не идет на уступки, от этого и все его неприятности, отмечает источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Вице-президент “СОКа” Алексей Офицеров лишь напомнил, что в его компании часто проводятся плановые и внеплановые проверки. Но другой источник в “СОКе” признался, что сотрудники прокуратуры и ГУВД действительно посетили офисы компании в Самаре и Тольятти. “Их интересуют финансовые схемы, хозяйственная деятельность, вексельная программа “СОКа”, — поясняет собеседник. Еще один сотрудник “СОКа” уверен, что проверки инициированы”определенными силами на “АвтоВАЗе”, которые хотят поглотить бизнес “СОКа”.

От развода с “СОКом” “АвтоВАЗ” действительно выиграл бы, считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. “Розничная продажа запчастей — самый выгодный бизнес в этой отрасли. Маржа от продажи комплектующих может быть в полтора раза больше, чем от продажи машин”, — замечает она. На продаже собственных запчастей завод мог бы дополнительно зарабатывать не менее $100 млн, заключает Сахнова.

На “АвтоВАЗе” и в Рособоронэкспорте от комментариев отказались. Но источник, знакомый с позицией ФГУПа, говорит, что госкомпания желает не только разорвать контракт на дистрибуцию с “СОКом”, но и выкупить у него несколько поставщиков компонентов на “АвтоВАЗ”. Один из тольяттинских бизнесменов уточняет, что переговоры на предмет возможной сделки уже ведутся. Названия предприятий собеседники не раскрывают.

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Ведомости

13.12.2005, №234 (1515)

Ведомости

*