Погода пошла вразнос. То слякоть, то жесткие для европейской России морозы, то снежные завалы. Корреспондент «Труда» решила разобраться в этом с помощью заместителя начальника Росгидромета Виктора ТРЕНИНА.

— Виктор Александрович, наших синоптиков все время ругают за неточные прогнозы. Можно ли вообще на ваши предсказания полагаться?

— Конечно. Уверяю вас, ошибок мы делаем ненамного больше, чем это происходит в других сферах. Но мы на виду, и прогноз — наша профессия… Краткосрочные прогнозы (на сутки вперед) верны у нас на 94 процента. Отличный показатель.

— И тем не менее разрушительные паводки на Северном Кавказе двухлетней давности метеорологи проспали.

— Синоптик в этой ситуации не был виноват, хотя на него было даже заведено уголовное дело за то, что не сумел предвидеть этот катаклизм. Только до суда оно не дошло. И вот почему. Ошибка была связана не со служебной халатностью, а с несовершенством методов предвидения таких явлений. Паводки развиваются необычайно быстро, и их прогноз во всем мире считается очень хорошим, если он составлен всего за 50 минут — час до начала затопления. К тому же для этого нужно иметь густую сеть станций наблюдения, чего у метеорологов на тот момент не было. Сейчас на Северном Кавказе восстановлена работа около 100 гидрологических постов, открыто несколько дополнительных автоматических станций, а наблюдатели снабжены мобильной связью.

— Сход ледника в Кармадонском ущелье тоже невозможно было спрогнозировать?

— Увы. Даже если по нему пошли трещины… Ведь в таком состоянии ледник может находиться годами. В Чили в 60-х произошла такая же трагедия — ледник упал с семикилометровой высоты и полностью стер с лица земли город с населением 20 тысяч человек, не оставив после себя ничего, кроме каменных глыб да кусков льда. Нынче наблюдение за такими ледниками на Северном Кавказе усилилось. Хотя предупреждение об угрозе здесь не так важно, как понимание того, что в таких местах просто нельзя ничего строить. Так, на Камчатке есть несколько населенных пунктов, которые при возникновении мощной волны цунами будут уничтожены стихией.

— А из-за чего, по-вашему, могла произойти трагедия в московском аквапарке? Ее ведь связывают и с обильными снегопадами, с погодой…

— Одной из версий может быть то, что строили по проекту, который рассчитан на другие климатические условия. Если бы была проведена гидрометеорологическая экспертиза предпроектной документации, можно было выявить, достаточно ли учтен фактор климата.

— Принимает ли метеослужба во внимание народные приметы?

— В свое время российские и зарубежные метеорологи специально проверяли их достоверность и убедились, что они не имеют под собой никакого основания. Что касается таких признаков, как низко летающие ласточки перед дождем, то это скорее не примета, а вполне объяснимое явление…

— Так что же происходит с «глобальным потеплением», поведением светила?

— В последнее время были зарегистрированы наиболее интенсивные за минувшие 50 лет вспышки на Солнце. Но ученые уверены, что это еще не предел. Будет и покруче. Правда, на потепление это практически не влияет. Тут другое. Установлена закономерность перехода от стадии потепления к похолоданию. Цикл изменения климата — от 100 до 200 тысяч лет. И тут пока много непонятного. Скажем, 12-15 тысяч лет назад Европа была покрыта ледником толщиной до двух километров. И в то же время в Сибири было намного теплее. По одной из теорий, меняется наклон орбиты Земли по отношению к светилу, что соответственно уменьшает или увеличивает приток солнечной радиации. Изменение климата может проистекать и от иного… Активная деятельность, скажем, вулканов тоже повышает градус планеты.

В основном резкие изменения погоды связаны с естественным развитием синоптических процессов. Как правило, воздушные массы по всему земному шару смещаются с запада на восток, но иногда такая циркуляция нарушается, и зимой холод может неожиданно проникать глубоко на юг, как это произошло недавно в Турции, Греции и на Кавказе.

В случае потепления лет через 50-70 средняя температура по всему земному шару поднимется предположительно на два градуса, в полярных районах — на пять-шесть. Хотя, заметьте, сейчас в ряде северных регионов, в том числе на Таймыре, стало холоднее. А если потепление будет интенсивным, могут возникнуть проблемы. Например, сейчас здания в Норильске стоят на сваях, вбитых в вечную мерзлоту, и в случае ее таяния город, не дай Бог, пустится «в пляс»…

— А какими будут грядущие весна и лето?

— Пока на этот вопрос не сможет ответить ни один ученый в мире. Публикуются иногда долгосрочные прогнозы на годы вперед, но они не имеют отношения к метеослужбе. Их составители — независимые метеорологи — ориентируются на среднюю температуру по климатическим зонам и смотрят на положение планет — факторы, косвенно тоже влияющие на прогноз. Так что результат их работы скорее на уровне «наукоемкого гадания». Мы выпускаем два вида сверхдолгосрочных прогнозов: на отопительный период с октября по март и вегетационный — с апреля по сентябрь. Их задача — спрогнозировать возможное возникновение засушливых явлений или высоких температур. Но узнать дату природного катаклизма они не позволяют…

Газета "Труд"

*