В субботу в Театре Моссовета прощались с Георгием Жженовым. Его провожали как человека, победившего свое время. О Георгии Жженове говорили, что он имел полное право ненавидеть страну, отнявшую у него молодость, и вообще людей. Но великодушно простил. Говорили, что Георгий Жженов прожил долгую жизнь и плакать о нем придется долго. Георгия Жженова похоронили на Новодевичьем кладбище. >>>

Коллеги Георгия Жженова говорили, что он мог бы возненавидеть людей, но мудро их простил

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

У стеклянных дверей Театра Моссовета шумела компания раскрасневшихся на морозе школьников. Согласно афише, утром в субботу должен был состояться детский спектакль «Шиворот-навыворот», и дети, которые пришли в театр, с удивлением разглядывали угрюмых взрослых, направлявшихся в зал с букетами цветов, перевязанными черной лентой. Администраторы не ругали детей, тихо указывая сопровождавшим их взрослым на листок бумаги на дверях театра с объявлением о переносе спектакля. «А билеты нам сохраняют?» – спрашивала энергичная женщина в дубленке, не вдаваясь в причины отмены спектакля. «Не волнуйтесь, сохраняют»,– спокойно отвечала ей администратор. В декабрьской афише Театра Моссовета еще стоит спектакль «На золотом озере» с участием Георгия Жженова. И на панихиде коллеги актера рассказывали, что он играл в спектакле много лет, последний раз – на собственном 90-летнем юбилее. Говорили, что во время праздника, который устроили в Моссовете, Георгий Жженов категорически отказался сесть в предложенное ему кресло и простоял всю церемонию, приветствуя гостей. А потом, также стоя, принимал овации после прекрасно сыгранной роли.

Афиша в день панихиды так и осталась неисправленной. А театральный персонал в этот день, казалось, принципиально соблюдал традиции – например, следил за тем, чтобы пришедшие люди снимали пальто в гардеробе и не толпились у входа в зрительный зал. Высокопоставленных лиц с букетами проводили прямо на сцену, где был установлен гроб. Проститься с Георгием Жженовым поднимались глава Агентства по культуре Михаил Швыдкой и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, после отправляясь за кулисы в ожидании начала панихиды.

Представители, казалось, всех ветвей власти прислали венки, и ими довольно быстро оказался плотно обставлен гроб с телом Георгия Жженова, установленный под наклоном так, чтобы зрители могли увидеть его лицо, не искаженное старостью. У подножия гроба лежали красные подушки с многочисленными государственными наградами Георгия Жженова, которые в последние годы буквально сыпались на актера, 16 лет жизни проведшего в лагерях. Актер Сергей Юрский, открывший траурный митинг, говорил, что Георгий Жженов вышел победителем в схватке с болью, муками, несправедливостью. Также достойно прошел он и испытание наградами.

Выступление прерывалось чтением телеграмм: от президента России, от председателя правительства, от мэра Москвы. Телеграммы были похожи друг на друга – ушел человек, которого можно было назвать совестью эпохи, человек, без остатка отдавший себя служению родины. Председатель столичного комитета по культуре Сергей Худяков передал «по поручению правительства Москвы слова глубокой скорби и печали». И рассказал, что, даже будучи занятым, актер Георгий Жженов успевал заботиться о любимом городе – Москве. Выступавший от имени депутатов Госдумы Владимир Жириновский увидел знак в том, что актер отдал лучшие годы Театру Моссовета, названному в честь органа власти. И не удержался от политической сентенции: «Если бы президентом страны вместо Горбачева стал бы Георгий Жженов, страна могла бы пойти другим путем». А председатель президентской комиссии по правам человека Элла Памфилова сочла, что символично то, что Георгий Жженов уходит в день защиты прав человека, и добавила, что работать с актером, ставшим в последние годы и правозащитником, было для нее честью. С фотографии на задних кулисах с задумчивой иронией, казалось, наблюдал за притихшим во время чтения телеграмм залом живой Георгий Жженов, покусывая дужку от очков.

Михаил Швыдкой говорил о том, что актер многое пережил, сохранив мужество, веру и удивительный артистизм, который, очевидно, и помог ему выжить. А худрук Театра Моссовета Павел Хомский говорил, что Георгий Жженов выразил без остатка свое время. «Мы не выбираем время, и оно не подлежит обсуждению,– напомнил актер Алексей Баталов, процитировав строки Наума Коржавина,– «подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем»».

Коллеги признавались, как пытались походить на Георгия Жженова. Актер Евгений Герасимов вспоминал, как однажды во время съемок этот немолодой уже человек сделал стойку на руках, вызвав пацанское восхищение остальных актеров. Певец Иосиф Кобзон рассказывал, как Георгий Жженов галантно ухаживал за женщинами и даже пил красиво, на вопрос «Что вам предложить?» и в 85 лет отвечая: «А что предлагают мужчинам?»

О Георгии Жженове говорили, что он имел полное право ненавидеть страну, отнявшую у него молодость, и вообще людей. Но великодушно простил. Говорили, что Георгий Жженов прожил долгую жизнь и плакать о нем придется долго.

Георгия Жженова похоронили на Новодевичьем кладбище.

№ 233/П (№ 3317) от 12.12.2005, ПН

ЮЛИЯ Ъ-ТАРАТУТА

"Коммерсантъ"

***