7 декабря вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов сообщил, что в ходе переговоров с Премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом российская сторона предложила Дели закупить бомбардировщики Ту-22М3. Эти машины делались в Казани. >>>

Чтобы оценить масштаб заявления, а также потенциальные “последствия”, которые оно может иметь для КАПО имени С.П. Горбунова, необходимо вкратце вспомнить историю этого эпохального самолета.

Ту-22М3 (по классификации НАТО — Backfire — “Встречный огонь”) принадлежит к семейству самолетов, родоначальником которого стал тяжелый многорежимный бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии Ту-22МО, впервые взлетевший с полосы Казанского авиационного завода 30 августа 1969 года. Характеристики Ту-22МО “подгонялись” под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Но это была лишь “проба пера”. В декабре 1969-го принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1, который “обкатали” к 1973 году. А в крупной серии решено было строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2, вставшего на крыло 7 мая 1973 года.

Информация о появлении в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика крайне возбудила НАТО, аналитики которого приписали самолету качества межконтинентального носителя. В итоге в 70-е годы Ту-22М2 стал “камнем преткновения” в переговорах по сокращению стратегических вооружений. После долгих препирательств СССР согласился снять с этих самолетов оборудование дозаправки топливом в полете, что снизило их возможности.

Между тем работы по совершенствованию самолета продолжались и привели к созданию наиболее “продвинутой” и на сегодняшний день конечной модификации — Ту-22М3. Его первый полет состоялся 20 июня 1977 года, а в окончательном виде Ту-22М3 принимается на вооружение только в марте 1989 года, но успевает поучаствовать в афганской войне. Как считают конструкторы и летчики, машина получилась очень удачной. Кроме того, самолетов такого класса и поныне не имеют ВВС ни одной страны, кроме России. И, по всей видимости, “тройка” еще долго будет составлять основу ударной мощи нашей Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего на КАПО построили 268 этих самолетов (какие-то из них, видимо, и предназначаются Индии).

За границу Ту-22М3 никогда не поставлялись, в отличие от своих “дедушек” — Ту-22, состоявших на вооружении Ирака и Ливии, куда для осуществления авторского надзора регулярно выезжали специалисты Казанского филиала ОКБ Туполева. Кстати, арабы, имея информацию из западных технических журналов о семействе Ту-22М, очень их просили, но получали недоуменный ответ: “Не знаем, о чем вы говорите”. Такая была секретность. Впрочем, складывается впечатление, что и сегодня она не меньше. На КАПО, согласившись, что послепродажное обслуживание — это, действительно, их дело, на какие-либо другие вопросы о “тройке” отвечать отказались. А также добавили, что по поводу “индийских” инициатив на завод никто не обращался. В Казанском же филиале ОКБ Туполева сослались на распоряжение Москвы, запрещающее какое-либо общение с журналистами.

Но все же можно предположить, что если дело дойдет до контракта с Индией, это неминуемо заденет и казанских авиастроителей. Вряд ли кто-нибудь лучше них знает этот самолет. Ведь если московская головная организация была мозгами, то завод и филиал ОКБ — мозгами и руками. Здесь обеспечивались не только запуск и конструкторско-технологическое сопровождение самолета в серийном производстве, но и выпуск большого объема конструкторской документации.

Известно, что и сегодня в Казани делается что-то, связанное с ремонтом, продлением ресурса и модернизацией Ту-22М3, которая заключается в совершенствовании электроники, снижении радиолокационной заметности, оснащении высокоточным вооружением. К тому же в Казани имелись мощные наработки (они, впрочем, никуда не делись) по созданию новых моделей серии “М” — М4 и М5. Но из-за отсутствия денег внедрять их было решено не комплексно, а частями.

Вопрос же о поставках в Индию поднимается не первый год. Еще в 2001-м вице-премьер Илья Клебанов говорил о завершении переговоров, ведущихся в рамках российско-индийской программы развития военно-технического сотрудничества до 2010 года, по лизингу Ту-22М3. О подписании договора говорилось и в 2002-2004 годах. Сегодня речь идет уже не о лизинге. По словам Сергея Иванова: “В силу ряда технических трудностей вопрос о намеченной поставке в лизинг Индии дальних бомбардировщиков Ту-22М3 был пересмотрен и было предложено их закупить”.

Почему вопрос о “тройке” вновь всплыл именно сегодня? Помимо естественных, связанных с течением переговоров и давним союзничеством причин, это и своего рода ответ нашим заклятым друзьям — США. И, возможно, дан он в русле других последних заявлений Сергея Иванова (в духе: “мало ли что кому не нравится”) в отношении американской критики России. Вспомним, что бомбардировщик уже вызывал между двумя сверхдержавами споры о его “межконтинентальности”. Поэтому и сегодня Сергей Иванов акцентировал внимание на том, что эти самолеты не являются стратегическими. Тем не менее, это очень серьезное оружие, способное нести ядерные заряды и предназначенное, прежде всего для борьбы с авианосцами. А то и дело появляющиеся в Индийском океане американские военно-морские армады не могут не влиять на планы Дели. К тому же после событий в Ираке и Югославии интерес к системам вооружений, способным составить хотя бы потенциальную угрозу авианосцам и кораблям — носителям крылатых ракет, резко возрос. Нельзя забывать и о периодическом обострении индийско-пакистанских отношений. Как считают в Индии, эти всплески и растущая уверенность Исламабада связаны с тем, что США сделали его основным региональным союзником в борьбе с исламским фундаментализмом. Так что “тройка” — это сильный аргумент.

Тимур ЛАТЫПОВ, “ВиД”

НОМЕР 231-232 (2192-2193) от 09 Декабрь 2005 г.

“Время и Деньги”

***