СМАРТС недобрал абонентов. Корпоративный рейд стоил оператору места в пятерке лидеров
Вчера компании ACM-Consulting и iKs-Consulting опубликовали данные о состоянии российского рынка сотовой связи в ноябре. Главным итогом месяца стали изменения в первой пятерке крупнейших российских сотовых компаний – из нее выбыл поволжский холдинг СМАРТС, который последние несколько месяцев ведет корпоративную войну с группой «Сигма».
Рисунок: СЕРГЕЙ ТЮНИН / Коммерсантъ |
В отличие от предыдущих месяцев, главной интригой ноября на российском сотовом рынке стала не борьба за лидерство между тремя федеральными операторами сотовой связи – МТС, «Вымпелкомом» и «МегаФоном», а изменение позиций крупнейших региональных компаний связи. Впервые с 1999 года поволжский оператор СМАРТС не вошел в пятерку лидеров. Компания, обслуживавшая на конец ноября 2,69 млн абонентов, опустилась с пятого на шестое место, подключив всего 36,7 тыс. подписчиков. Ее место занял оператор Tele2, подключивший 160 тыс. абонентов – по данным ACM-Consulting, на конец месяца их число составило 2,83 млн.
По мнению аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, подобная рокировка была вполне предсказуема – в течение последних лет доля СМАРТС на сотовом рынке России неуклонно сокращалась: «В 1999-2003 годах компания занимала четвертое место, уступая МТС, «Вымпелкому», «Северо-Западному GSM» (позднее – «МегаФону») и «Уралсвязьинформу». В начале 2004 года СМАРТС переместился на пятое место, а по итогам этого ноября на шестое». Также господин Погребинский отметил, что выход в пятерку лидеров дорого стоил Tele2. Компания завоевала свою долю рынка, активно позиционируя себя в сегменте низкодоходных абонентов – в результате ежемесячный доход, получаемый с абонента, по итогам третьего квартала у Tele2 был одним из самых низких по России – $5,5 (для сравнения: по оценкам участников рынка, у СМАРТС этот показатель составляет около $7).
Что касается СМАРТС, то эксперты объясняют его выход из «большой пятерки» операторов двумя причинами. Первая – конфликт компании с одним из известнейших российских рейдеров, группой «Сигма». В сентябре ее структурам удалось получить 0,125% акций СМАРТС и добиться наложения ареста на оставшийся пакет – разбирательства по этому делу сейчас идут в различных судебных инстанциях. По мнению аналитиков, это не только отвлекает ресурсы компании на антирейдерскую борьбу, но и напрямую препятствует привлечению инвестиций. «Известно, что СМАРТС планировал привлечь средства, продав крупный пакет акций. Компания планировала либо привлечь стратегического инвестора, либо продать акции на открытом рынке,– отмечает аналитик iKs-Consulting Оксана Панкратова.– Однако в сложившейся ситуации СМАРТС не может привлекать инвестиции таким способом».
Второй причиной, по которой СМАРТС сдает позиции другим операторам, эксперты считают экспансию в регионы операторов «большой тройки» – МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона». «Поволжье, где работает СМАРТС, в отличие, например, от Сибири,– очень конкурентный регион. Там уже работают все три федеральных оператора. У них гораздо больше возможностей для проведения маркетинговых акций, развития инфраструктуры сетей, чем у региональных компаний – ресурсов СМАРТС не хватает для эффективной конкуренции с ними»,– отмечает госпожа Панкратова.
В Tele2 вчера отказались комментировать итоги ноябрьских подключений. В СМАРТС говорят, что опубликованная отчетность не вызывает беспокойства у руководства компании. «У нас могло бы быть уже 4 млн абонентов, если брать всех подключившихся за время работы компании на рынке. Но мы систематически чистим свои базы,– заявил Ъ директор корпоративных отношений компании Андрей Гирев.– Беспокойства у нас нет, мы будем показывать свою успешность доходами и прибылью, а не количеством абонентов».
ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ; ОЛЬГА Ъ-ПАСТЕРНАЦКАЯ, Самара
№ 233 (№ 3317) от 10.12.2005, СБ
***