Сегодня легендарный «даблдекер» с кондуктором на подножке проедет по своему обычному городскому маршруту в последний раз. Прокатиться на 159-м маршруте с Оксфорд-стрит до вокзала Ватерлоо, откуда уходят поезда на континент, сегодня удастся уже немногим — двухэтажный автобус постройки 1960-х годов рассчитан примерно на 60 пассажиров. Отработав свою последнюю смену, он присоединится к 16 оставшимся в строю и на ходу «даблдекерам», которые теперь возят по Лондону в основном туристов.

С прошлого месяца в городе работает «исторический тур» в двух направлениях: от Трафальгарской площади до Тауэрского моста, и от Альберт-холла по Стрэнду до Олдича — района музыкальных театров и солидных имперских зданий. «Даблдекеры» ходят по этим туристическим маршрутам каждые 15 минут, и плата за ностальгическую встречу с Лондоном 60-х не выше, чем на обычном автобусе.

Красная двухэтажная машина с кондуктором на открытой подножке сменила довоенные образцы, где второй этаж был вообще без крыши. Одновременно из Лондона полностью убрали троллейбусы (их нет и по сей день). Если во время второй мировой войны компания Routemaster производила бомбардировщики, то после стремительно начала внедрять передовые технологии в автобусы нового поколения. С 1968 года было построено около 2800 машин модели Routemaster, ставших одним из символов Лондона наряду с черными кебами-такси и полицейским-бобби. Салон был разработан таким образом, чтобы пассажиры чувствовали себя не менее комфортно, чем в частном автомобиле, которые после войны становились все более популярны.

Сегодня на смену «даблдекерам» приходят одноэтажные автобусы, некоторые с «гармошкой», которые продолжают краситься в привычный для Лондона ярко-красный цвет. Ежедневно автобусами пользуется 4—6 млн человек, но довольны новой моделью не все. К тому же одноэтажный салон не способен вместить столько же пассажиров, сколько двухэтажный, и на остановке водитель просто закрывает дверь перед вашим носом, если видит, что пассажиров уже достаточно. Правда, следующий автобус приходит максимум через пять—восемь минут. Узкие улицы центральной части города не позволяют строить особенно широкие и длинные машины — им просто будет невозможно маневрировать вместе с другим транспортом. Когда несколько лет назад въезд в центр Лондона сделали платным из-за бесконечных пробок, администрация пообещала все полученные деньги пустить на улучшение работы городского транспорта. С тех пор красные автобусы не ждут по 40 минут и не берут штурмом даже в часы пик.

«Администрация Лондонской транспортной системы начала постепенно убирать с улиц старенькие автобусы лет двадцать назад, но шумиху вокруг них подняли относительно недавно, — рассказывает куратор музея городского транспорта Оливер Грин. — В свое время уже были заменены моторы — на более современные и экологически чистые, и срок жизни некоторых «даблдекеров» был немного продлен. Но сейчас городу уже нужен более современный и комфортный транспорт — в первую очередь его плюсы почувствуют инвалиды, пожилые люди и мамы с колясками. Решение обновить автобусный парк было принято под давлением лоббистов — организации «Транспорт для всех», отстаивающей права пассажиров-инвалидов. Старые же автобусы будут развлекать туристов и частных владельцев — экземпляр в хорошем состоянии сейчас стоит примерно 10 тыс. фунтов». В коллекции самого музея уже есть пять «даблдекеров».

Но сами лондонцы не до конца согласны с волей городских властей: по данным исследовательского центра Policy Exchange, больше 90% жителей британской столицы хотели бы сохранить классический автобус с подножкой как часть транспортной системы города. Тем более что последние «даблдекеры» покинули город слишком стремительно: в 2003 году, за год до 50-летнего юбилея автобуса, лондонские власти приняли решение остановить работу оставшихся 550 Routemaster.

«Даблдекеры» вряд ли исчезнут из повседневной картинки городской жизни — уже сегодня энтузиасты находят им альтернативное применение. Одна из лондонских компаний переоборудовала восемь двухэтажных автобусов — правда, пока что из нового поколения — под жилой дом на колесах. Но уже сейчас на очереди и классический вариант красного автобуса — так жалко с ним расставаться навсегда.

Кирилл АНУРОВ, Лондон, РИА Новости, — для «Времени новостей»

Время новостей

N°230

09 декабря 2005

Время новостей

*