Цена на новинку АвтоВАЗа Lada Kalina в салонах дилеров достигла минимального уровня с момента начала продаж этой модели. Если весной стоимость машины составляла около 300 тыс. рублей, то летом она стоила уже 260-270 тыс. рублей, а сейчас продается по цене 230 тыс. рублей. Дилеры связывают это с увеличением выпуска «Калин», что влечет за собой снижение спроса. На АвтоВАЗе сохраняют спокойствие, заявляя, что это нормальное явление для рынка и в будущем году цена на автомобиль стабилизируется на уровне 225 тыс. рублей. >>>

В мае-июне, когда «Калины» поступили в широкую продажу, спрос на них приобрел ажиотажный характер. По словам одного из дилеров Волжского автозавода, цена на некоторых торговых площадках доходила до 300 тыс. рублей. Летом цены снизились до 260-270 тыс. руб., а осенью — до 245 тыс. рублей. При этом нужно отметить, что большинство дилеров пренебрегали рекомендациями АвтоВАЗа, установившего розничную цену «Калины» на уровне 222 тыс. руб. Рекомендации завода не были обязательными к выполнению, но дилеров, пренебрегавших ими, ждали различные санкции вплоть до снижения квоты и разрыва дилерского соглашения. Однако на практике дело ограничивалось предупреждениями и замечаниями. Вследствие этого, дилеры, устанавливая розничную цену, руководствовались не заводскими рекомендациями, а рыночной конъюнктурой. Маржа при этом достигала иногда 30-40%.

В настоящее время отпускная цена «Калины» — 207 тыс. руб., завод рекомендует торговать ею в розницу по цене 226,4, дилеры же устанавливают стоимость этой модели на уровне 230 тыс. руб., то есть маржа дилеров колеблется на уровне 7-9%.

«С мая, когда автомашины поступили в продажу, покупательский интерес к «Калине» несколько упал», — считает собеседник „Ъ“. По словам помощника директора официального дилера АвтоВАЗа фирмы «Крумб-сервис» Олега Костюка, интерес покупателей к «Калине» остается на прежнем уровне, а цена автомобиля падает в связи с увеличением программы выпуска автомашин новой модели. В мае-июне собирали по 1000 машин в месяц. В настоящее время АвтоВАЗ уже довел ежемесячный выпуск до 5000 автомобилей. Всего же до конца года с конвейера сойдет 18 тыс. «Калин».

С этим согласен и начальник отдела продаж фирмы «Юкка» Эльгизар Гатауллин. «Летом мы получали единичные машины, поэтому спрос был очень высок», — заявил он. Теперь, по мнению господина Гатауллина, ситуация несколько исправилась.

Как сообщил „Ъ“ источник в департаменте по сбыту и тех-обслуживанию автомобилей ОАО «АвтоВАЗ», в настоящий момент на площадках российских автодилеров скопилось порядка 3000 «Калин». «Если учесть, что до конца года их будет выпущено всего 18000 штук, то товарный остаток не кажется таким уж незначительным», — считает собеседник „Ъ“. По его мнению в настоящее время ежемесячный выпуск «Калины» достиг оптимального уровня. «В том, что цена на этот автомобиль несколько снизилась, нет ничего страшного, — заявил собеседник „Ъ“, — скорее, летняя ситуация была ненормальной. Тогда спрос на этот автомобиль завод не мог удовлетворить предложением. В настоящий момент ежемесячный выпуск покрывает потребность рынка». По его прогнозам, цена на автомобиль в будущем году должна снизиться до 225 тыс. руб. Программа выпуска «Калины» на следующий год пока не утверждена, однако, скорее всего она будет составлять 60-65 тыс. машин, что будет соответствовать потребностям рынка. При этом на АвтоВАЗе отмечают, что нарастить выпуск до заявленных ранее 220 тыс. машин в год этой модели будет очень сложно в связи с возросшей конкуренцией со стороны дешевых иномарок. «Чтобы достичь этой цифры, нужно будет в корне пересматривать маркетинговую политику и еще больше снижать стоимость машины, вплоть до 200 тыс. рублей. Но в такой ситуации нам это будет экономически невыгодно», — рассказали на АвтоВАЗе.

Между тем, заводские специалисты всерьез опасаются, что подешевевшая «Калина» начнет конкурировать с «десятым» семейством «Lada». В настоящее время розничная цена на «десятку» с восьмиклапанным двигателем также колеблется в районе 230 тыс. руб. «Предсказать, как будут развиваться события, сложно, — заявил „Ъ“ руководитель одной из дилерских компаний, — но скорее всего, такая ситуация может привести к затовариванию по «десятому» семейству «Lada». Это более вероятно, чем по «Калине».

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВ

САМАРА    №232 от 09.12.2005, ПТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

*