С Нового года — новые дорожные знаки
Новый год, как всегда, приносит сюрпризы автолюбителям. В этот раз некоторые из них окажутся и приятными. С 1 января вступают в силу новые стандарты на дорожные знаки, светофоры, разметку, дорожные ограждения и правила применения всего этого. Документ о внесении соответствующих изменений в ныне действующие Правила дорожного движения уже подготовлен. Предполагается, что подписан он буден еще до нового года.
Каждый год на дорогах страны гибнет в ДТП более 30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения. Причина высокой аварийности не только в огромном количестве нарушителей правил дорожного движения, но и в самих дорогах, а также в их инфраструктуре. Даже высокие начальники Департамента обеспечения безопасности дорожного движения заявляют, что половина всех ночных ДТП в городах происходит по причине плохого освещения, отсутствия разметки, нехватки знаков и некачественных дорог. Впрочем, новый ГОСТ дороги не отремонтирует. Но знаки, которые он регламентирует, помогут избежать неприятностей.
Сюда не рули
В стандарт включены 24 новых знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Все они соответствуют международной конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейскому соглашению 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы. Вот несколько из них.
Предупреждающие
Около школ, детских садов, в дворовых проездах, там, где уже «лежат» или только собираются прилечь «полицейские», появятся знаки «Искусственная неровность». Сейчас эти места обозначаются знаками «Неровная дорога». Действительно, въезжаешь в незнакомый населенный пункт, встречаешь знак неровной дороги и думаешь, а что тебя ждет впереди: то ли просто неровная дорога, то ли искусственная неровность. А они такие попадаются, что не всякой машине преодолеть можно. Впрочем, для них тоже ГОСТ прописан. Правда, не везде его соблюдают. Но это тема для другой заметки.
Новый знак «Опасная обочина» говорит сам за себя. Вид у него такой, что съезжать на обочину действительно не захочется.
Встретив в красном треугольнике очередь из машин, не удивляйтесь. Это тоже нововведение: знак «Затор». Он будет устанавливаться временно перед перекрестками, которыми можно воспользоваться, чтобы объехать впереди образовавшуюся «пробку».
На трассах, на отбойниках будут устанавливаться указатели, повторяющие поворот. До сих пор, чтобы таким образом обозначить закругление, дорожники резали предусмотренные стандартами знаки «Направление поворота» на отдельные «стрелочки» и развешивали их на столбах. Сейчас этот повторитель поворота приобрел соответствующий статус. И в следующем году в тех местах, где трасса пропадала за углом, водитель уже различит в свете фар укороченные знаки, чтобы ему проще было понять, куда ему надо крутить руль.
Запрещающие
Новым в этой классификации будет знак «Контроль». Около постов ДПС на дорогах сейчас устанавливают знак «Стоп». Что, собственно, плохо сочетается с его непосредственным назначением. По ГОСТу он является знаком приоритета, и устанавливать его положено только на перекрестках. Поэтому и был разработан новый запрещающий знак. Внешне он напоминает знаки «Таможня» и «Опасность», только вместо этих слов на нем начертано: «Контроль». Требования те же самые: проезд без остановки запрещен.
Предписывающие
Как до сих пор на наших перекрестках обозначали, что движение возможно только налево или направо? Правильно. Знак, который обозначает движение только прямо, поворачивали стрелкой в нужном направлении. А сколько неприятностей случалось на этом перекрестке, если одно из креплений знака вышло из строя и он перевернулся? Теперь предлагается ввести знак, на котором, собственно, будет нарисовано, что здесь надо именно повернуть в ту или иную сторону.
Особые предписания
В этой категории появились новые варианты знаков, обозначающих начало и конец населенных пунктов: в белом прямоугольнике рядок домов. Также появились зональные знаки. Они обозначают территорию, на которой действуют ограничения стоянки или скорости. Применять для всего населенного пункта не допускается.
Информационные
В этой категории наиболее интересен знак под названием «Общие ограничения максимальной скорости». Он будет встречать на границе въезжающих в Россию. И наглядно демонстрировать, с какой скоростью и где у нас в стране можно передвигаться: в населенных пунктах — 60 км/ч, на дорогах вне этих пунктов — 90 км/ч, на автомагистралях — 110 км/ч — и все это на одном знаке.
Знаки сервиса
В этой категории появились знаки, которые будут сообщать, на какой волне какая радиостанция передает информацию о дорожном движении. Например, едешь за город, кончилась зона приема любимой станции, видишь этот знак, настраиваешься на соответствующую волну и остаешься с эфиром. Подобный знак будет сообщать автомобилистам с рациями, по какому каналу можно связаться с аварийными службами.
Но самый непонятный знак в этой категории — это «Бассейн или пляж». Даже в ГИБДД нам не смогли пояснить его необходимость. Скажем, на море — понятно. Едешь вдоль берега и гадаешь, где тут можно искупаться. И вот знак «Пляж». Все понятно. А «Бассейн»?
Таблички дополнительной информации
В городах, когда наконец появятся так называемые «перехватывающие парковки» (если они появятся), около них будут установлены и соответствующие таблички… с указанием, какой ближайший транспорт доставит водителя от парковки к желаемому месту: метро, автобус, троллейбус — и в какой стороне эти блага цивилизации находятся.
В итоге на федеральных дорогах могут применяться 11 из 24 новых знаков, на дорогах регионального и местного значения, а также на улично-дорожной сети городов — все 24. Строго регламентирована установка только трех знаков: предупреждающего «Опасная обочина», запрещающего «Контроль» и информационного «Общие ограничения максимальной скорости».
С почином
Не столь давно в некоторых крупных городах по инициативе изготовителей знаков был проведен эксперимент. Еще до вступления в силу новых стандартов были установлены знаки, им соответствующие. В основном это предупреждающие знаки: «пешеходный переход», «внимание, дети», «ограничение скорости», «дети», «дорожные работы»… Но все это на ярком желтом флуоресцентном фоне по стандарту «В». Такое сложно не заметить.
и еще новшество |
Когда ты заметишь знак, например, ограничения скорости? Это во многом зависит от освещенности трассы, от скорости и от того, в какой полосе двигается автомобиль. На многих федеральных уже реконструированных дорогах встречаются знаки, о существовании которых ты понимаешь только тогда, когда их тень пробежала по капоту. Ведь стандарты на эти придорожные ценности не менялись с конца 80-х годов.
Для изготовления дорожных знаков используются световозвращающие пленки, которые позволяют читать знаки в ночное время в свете автомобильных фар. Старый ГОСТ для всех видов знаков требовал коэффициент световозвращения в два раза ниже, чем необходимо сегодня. Новый стандарт вводит понятие аж трех видов пленки для знаков на разных дорогах: «А», «Б» и «В». Чем больше полос имеет трасса, чем выше скорость и интенсивность движения, тем более высококлассные световозвращающие материалы должны применяться для дорожных знаков. Например, на Новорижской автостраде или на трассе «Дон», где три полосы для движения в одну сторону и скорость ограничена 110 км/час, вполне подойдут знаки категории «В». В городе сойдут и категории «А».
Как рассказали «РГ» в одной из компаний, занимающейся выпуском средств организации дорожного движения, введение новых ГОСТов — не единовременная акция. Их ввод в январе 2006 года означает, что с этого момента все знаки, которые будут ставиться заново в связи с новым строительством, реконструкцией или ремонтом дорог, должны отвечать требованиям новых ГОСТов. Остальные знаки, которые были поставлены ранее, не будут автоматически заменяться. Они будут служить столь долго, сколь будут отвечать требованиям ГОСТа по требованиям к техническому состоянию дорог в процессе эксплуатации. Этот процесс может длиться в течение многих лет. В среднем лет десять. Поэтому бюджет не испытает каких-либо существенных потрясений.
Кроме того, новые знаки с применением более ярких световозвращающих пленок в соответствии с новыми ГОСТами должны устанавливаться только на многополосных дорогах и улицах. Они составляют не более 15 процентов от общей улично-дорожной сети. На остальной сети останутся знаки, которые в основном отвечают требованиям старых стандартов.
Владимир Баршев
Дата публикации 9 декабря 2005 г.
***