(ВН). Каждая международная выставка вооружений привносит в сферу производства оружия что-то новое, вследствие чего меняется характер будущих войн, их тактика. Не стала исключением и «ЛИМА-2005» (Langkavi International Maritime and Aerospace Exhibition), проходящая в эти дни в Малайзии. В павильоне, где авиационные фирмы разных стран мира демонстрируют свою продукцию, внимательный глаз непременно отметит обилие беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Мой знакомый пэвэошник, глядя на изобилие этих микросамолетиков, сокрушенно покачал головой: «Все, пропала противовоздушная оборона…».

Расстроиться ему было от чего: если армаду беспилотных летательных аппаратов просто выпустить в воздух, никакая ПВО с ней не справится. Ну, обнаружат эту стаю радиотехнические войска, ну, собьют их ракетами, а что останется, чтобы сбить реальные боевые цели? К тому же БПЛА можно оснастить боевыми средствами, то есть оружием, постановщиками пассивных и активных радиопомех, которые забьют экраны радаров, дымовыми шашками — они сделают бесполезными тепловизоры. Кстати, законодатели военной моды — американцы — уверены, что около 70% боевых действий в ближайшем будущем придется именно на беспилотные летательные аппараты — штатовцы берегут своих людей.

Российские беспилотники представили в Малайзии РСК «МиГ», корпорация «Иркут» — по нескольку типов, представитель ОКБ «Сухой» также подтвердил обозревателю «Времени новостей», что эта тематика им не чужда. Неподалеку на стенде свой новый беспилотный летательный аппарат с бесшумным электрическим двигателем демонстрировало казанское ЗАО «Феникс». Стоило чуть отойти от российской экспозиции, и тут же можно было увидеть аналогичную продукцию французской фирмы THALES, малайзийской CTRM, а итальянская Finmeccanica даже демонстрирует видеофильм про свое детище FALKO.

Неожиданные доказательства эффективности беспилотных летательных аппаратов я получил на выставке от главы фирмы «Авиаконверсия» Олега Антонова. Эта частная фирма знаменита тем, что рекламным менеджером в ней некоторое время поработал нынешний президент Соединенных Штатов. Это, конечно, шутка, но лишь наполовину. История поучительная, и о ней есть резон поговорить подробнее.

Имя «Авиаконверсии» стало известно с началом нынешней войны в Ираке. А задолго до операции на одной из выставок у стенда «Авиаконверсии» постоянно торчал американский офицер, который тщательно изучал прибор постановки помех и, как говорит сегодня Олег Антонов, «разговаривал сам с собой». Причем бормотание его было похоже на стенания в Лангкави моего знакомого пэвэошника. Только американец сетовал по поводу того, что при наличии у противника рассматриваемого им прибора ракету толком не наведешь на цель, и система управления войсками прикажет долго жить. Американец сдружился с российскими оборонщиками, пил с ними водку и закусывал икрой. Оказался он представителем управления, которое собирает оборонные технические новинки по всему миру. США закупили у «Авиаконверсии» несколько десятков приборов — постановщиков помех и тщательно их испытали в различных условиях. Убедились — вещь серьезная и опасная. Даже появились слухи, что вторжение антитеррористической коалиции в Ирак было отложено на полгода из-за наличия таких изделий у арабов.

А когда боевые действия все же начались, американские ракеты полетели «не туда». Высокоточное оружие, которое уже рассматривалось как альтернатива ядерному, переставало быть таковым. Вслед за ракетами полетели ноты протеста, был прямой разговор президентов России и США, были гневные заявления на ТВ Джорджа Буша, что и позволило Олегу Антонову назвать его «менеджером по рекламе». Хотя «Авиаконверсия» напрямую иракцам эти хитрые приборы не продавала — только каким-то людям, впоследствии оказавшимся посредниками. И, как утверждает Олег Антонов, никаких законов он не нарушал. Но все же главе фирмы пришлось некоторое время прятаться, в том числе и от журналистов. В конце концов американцы вычислили координаты так мешавших им постановщиков помех, поскольку иракцы позиций не меняли, хотя и следовало бы. Налетели Б-52 и все сровняли с землей. Хотя США на официальном уровне в связи с работой «Авиаконверсии» до сих пор «выражают обеспокоенность». А российское Министерство обороны продукцию «Авиаконверсии» не закупает.

Суть прибора проста: он излучает помеховый сигнал на той же частоте, что и навигационный спутник системы GPRS, тем самым «ломая» этот сигнал и закладывая в головку самонаведения ракеты или самолетную навигационную аппаратуру ложную информацию. Прибор прост, как валенок, — на него даже патент нельзя получить, поскольку ничего нового в нем нет. Как говорит Олег Антонов, читайте учебник физики. Разве что технология претворения «общей» идеи своеобразная. Во всяком случае китайцы, украинцы и белорусы, пытавшиеся повторить «простое» изделие, потерпели фиаско.

А теперь представим, что такой или более совершенный прибор будет поставлен на беспилотный летательный аппарат. Это, утверждает глава «Авиаконверсии», вполне возможно. Правда, Олег Антонов скептически относится к перспективам БПЛА. Нынешнюю «Пчелу», неплохо зарекомендовавшую себя в боевых действиях на Северном Кавказе, говорит глава «Авиаконверсии», делали лет двадцать, но и сегодня она не может сесть по-самолетному, а падает на брюхо. Но правда и то, что уже упоминавшийся итальянский беспилотник FALKO садится на землю сам.

Так или иначе, популярность БПЛА растет не по дням, а по часам. Все больше предприятий, занимающихся разработкой и производством различной аппаратуры для самолетов, включают в свои планы и беспилотники. Одна из таких оборонных фирм — известный в мире Уральский оптико-механический завод (УОМЗ). Это единственный разработчик оптико-электронных систем для самолетов и вертолетов. Представитель завода Вениамин Элинсон рассказал обозревателю «Времени новостей»: предприятие готово поставить на беспилотники гиростабилизированную оптико-электронную систему. Ее завод выпускает разных габаритных и весовых характеристик.

«Словом, надо включать мозги, чтобы буквально спасти ПВО», — подвел итог мой знакомый специалист противовоздушной обороны. Действительно уже в ближайшем будущем надо ожидать не только роста количества и разнообразия типов беспилотников, но и, естественно, средств противодействия им. А это если и не новая отрасль оборонной промышленности, то наверняка целое направление.

Николай ПОРОСКОВ, Лангкави

Время новостей

N°229

08 декабря 2005

Время новостей

***