Автопроизводителей не интересует экология Активно рекламируя свои разработки на основе альтернативных видов топлива, воротилы бизнеса продолжают огромными тиражами выпускать «коптилки». Вместо того чтобы разрабатывать компактные экономичные модели, проектируются машины с большим салоном и обилием бортовых потребителей, что ведет к увеличению массы авто и расхода топлива. >>>

Журналисты британской Times приводят в пример концерн Toyota: за прошлый год продажи бензоэлектрического гибрида Prius в Великобритании не превысили 1,6 тысячи, тогда как внедорожники Land Cruiser и RAV4 расходятся на ура (в 2004 году реализовано 20 тыс. машин). При этом Prius славится чрезвычайно низким выбросом углекислого газа -104 грамма на километр пути, тогда как Land Cruiser производит до 387 г/км. Иными словами, экологические разработки служат ширмой, за которой производители продолжают гнать на рынок популярные, но далеко не безобидные модели, пишет Times.

Первыми за нашу планету, как всегда, вступаются экологи. Отчет о глобальном потеплении, о котором уже рассказывала «Газета», вызвал среди «зеленых» новую волну беспокойства. Они заявляют, что автомобильный выхлоп — одна из главных причин усиления парникового эффекта. Исследование британского Общества автопроизводителей и дилеров (SMMT) показало, что уровень CO2 на новых автомобилях впервые за много лет не только не снизился, но и несколько вырос. Некоторые компании уже признают, что уменьшить этот показатель до 140 г/км к 2008 году, как планировалось ранее, не удастся.

В современных авто вредные продукты сгорания (преимущественно угарный газ, оксид азота и углеводороды) перерабатываются в безвредные воду и азот — за это отвечает каталитический нейтрализатор в выхлопной системе, который с будущего года станет обязательным и в России. Беда в том, что в процессе реакции образуется еще и углекислый газ (тот самый CO2) — он-то как раз и вызывает парниковый эффект. Выходом, по мнению ученых, могли бы стать автомобили, не потребляющие нефтяного топлива — электромобили либо модели на топливных ячейках. Но прежде предстоит решить ряд технических и организационных проблем. Главная же преграда на пути «зеленого» транспорта — интересы нефтяников, которым вовсе не с руки терять значительную часть бизнеса.

Еще туманнее перспективы таких авто в нашей стране. Опрошенные «Газетой» российские эксперты в один голос утверждают, что внедрение безвредного транспорта у нас пока лежит в области фантастики. В стране, где несколько лет не могли принять элементарные нормы Евро-2, а от западной до восточной границы девять часовых поясов, что требует значительных ресурсов на создание сети заправок, думать о каких-либо новых разработках преждевременно, считают эксперты. Плюс собственное «нефтяное» лобби. Так что мы еще долго будем ездить на «коптилках» — благо сокращать их выпуск, как выяснилось, производители не торопятся.

06.12.2005 / Павел Мамонтов

Материал опубликован в «Газете» №232 от 07.12.2005г.

"Газета"

***